|
Размышления о Новом Мировоззрении![]() Возможно, сейчас наступил момент, когда с учетом появляющихся феноменов мы можем выйти за пределы доминирующего мировоззрения и сотворить новое, более адекватное текущему моменту видение мира. Сразу можно отметить сложность этого процесса, потому что господствующее мировоззрение, как правило, и определяет тот способ мышления, которым человек мыслит. Т.е. чтобы его сменить необходимо выйти за пределы своего привычного способа мышления. Что, собственно, мне и хотелось бы сделать в этой статье. Но для начала я собираюсь провести анализ основных мировоззрений, доминировавших в западной (Европейской цивилизации). Основной опорой для моего анализа является книга Джеймса Сайра «Парад Миров». Джеймс Сайр выделяет семь ключевых вопросов, ответы на которые создают базу для мировоззрения: Что представляет собой первичная реальность, то есть реальность самой реальности? Какова природа внешней по отношению к нам реальности, т.е. того мира, который нас окружает? Что такое человек? Что происходит в момент смерти? Почему вообще возможно познание? Каким образом мы узнаём, что правильно и что неверно? В чём смысл человеческой истории? Сайр выделяет как основные мировоззрения: Христианский Теизм, Деизм, Натурализм (Материализм), Нигилизм, Экзистенциализм, Восточный Пантеистический Монизм, Постмодерн. Вот как отвечают на первый, ключевой, на взгляд Сайра, вопрос философии эти мировоззрения: Теизм Бог бесконечен и личностен (триедин), трансцендентен и имманентен, всеведущ, благ и обладает верховной властью. Деизм Трансцендентный Бог, Первопричина всего, сотворив вселенную, предоставил её самой себе. Таким образом, Бог не имманентен, не обладает абсолютно личностной природой, не имеет верховной власти в человеческих делах и не способен к предопределению. Натурализм Материя существует извечно и представляет собой всё, что может существовать. Бога нет. Нигилизм Отрицание всего. Экзистенциализм Космос состоит только из материи, однако человеку реальность открывается в двух формах: субъективной и объективной. Пантеистический монизм Атман – это Брахман, то есть душа каждого человека является Душой космоса. Постмодерн Не Знаю. Проанализировав ответы на эти вопросы, мы обнаружили в развитии этих взглядов некую логику. Практически ту же логику можно проследить и в индивидуальном развитии человека: 1. Человек, появившись, начал обнаруживать Мир вокруг. Этот мир казался ему чем-то гигантским, бесконечно простирающимся во все стороны. Чтобы хоть как-то выживать в этом мире, человек начал искать объяснения – почему события складываются именно таким образом, а не иначе, и поначалу довольствовался мифическими объяснениями, также как и дети, верят в бабу Ягу или Лешего, люди верили в Бога или Богов, и сочиняли множество мифов о том каков он внешний мир, каковы причины событий – почему вдруг пошел дождь или почему настала засуха… ![]() Мировоззрения, описывающие мир, из этой парадигмы, все более и более подробно, сменяли друг друга на протяжении человеческой истории: анимизм, политеизм, теизм, деизм… В этих мировоззрениях, которые я буду обобщенно обозначать «теизм» – мир управляется высшими силами, а человек находится на плоскости, полностью подвластный этим силам. Видимо, когда-то такое восприятие соответствовало общему мироощущению человека. Так же как и ребенок находится под властью взрослых, и чувствует себя маленьким, окруженным большим и не-понятным миром. 2. Но с развитием науки и накоплением знаний были обнаружены границы земли. Земля оказалась круглой, она перестала быть бесконечно простирающейся плоскостью. Через некоторое время Декарт, размышляя над вопросом – «что есть?» – пришел к ответу – «Я существую, причем во всем можно сомневаться, но в том, что Я существую – нет. Иначе – кто тогда сомневается?» ![]() Этот его ответ поставил «Я» в центр мира. Появился дуализм, т.е. как только появилось и заняло свое место «Я», сразу же появилось и «не Я», т.е. все остальное. Это привело к развитию науки и материализма. Я (человек) начал активно исследовать внешний мир. И поскольку стало ясно, что Мир (земля) конечен, то отношение человека к миру стало меняться. Он стал его осваивать. Что собственно и породило бурное развитие технического прогресса. 3. И, наконец, выяснилось, что все можно объяснить законами физики, что Вселенная представляет собой закрытую систему и, что человек, по сути – есть лишь тело. И раз я – только материя, раз нет свободы выбора, раз я «не важен в масштабах истории, я – всего лишь случайное порождение материи, не имеющее смысла», это порождает отрицание самого себя – т.е. нигилизм. ![]() Нигилизм же порождает внутренний конфликт, ведь человек переживает – «я есть», и я есть нечто ценное, но умом он приходит к выводу, что это не так. 4. В таком конфликте жить трудно, поэтому начинаются попытки найти решение, и снова появляется «Я – есть». В европейской философии этот шаг отчетливо делает экзистенциализм, который переносит акцент с внешнего мира на внутренний. Экзистенциализм переносит акцент на человека, на его субъективный мир, на его опыт, на его переживания, его выбор. Тем не менее, ключевые вопросы о первичности реальности, и вытекающие из них вопросы о том, что происходит в момент смерти человека, экзистенциализм оставляет не решенными. Я – умирает согласно экзистенциализму, значит НеЯ побеждает в этой игре. ![]() 5. И тогда взгляд Запада обращается на Восток. Пантеистический Монизм на Востоке приравнивает субъект и объект (Атман = есть Брахман), вопрос о природе реальности решается в пользу Брахмана. Лишь иллюзия останавливает человека от полной реализации. ![]() 6. И, наконец, Постмодерн, в котором все контексты, смыслы, мифы получают одинаковый статус, одинаковое равноправие. Постмодерн включил в себя все, при этом удивительным образом исключив истину, поскольку, включая все, он также заявляет о равноправности всех подходов и относительности истины. Т.е. если все предыдущие мировоззрения претендовали на истину, то постмодерн, скорее, претендует на ее отсутствие. ![]() Джеймс Сайр останавливается здесь. Мы же, рассмотрев эту последовательность, также увидели некоторую логику развития мировоззрений, которую я представлю на схеме: ![]() Слева – Теизм, от которого идет последовательность развития. Внизу – Нулевая Точка – нигилизм. И напрашивается некая точка, некое мировоззрение, противоположенное нигилизму. Точка, противолежащая нигилизму пока не имеет соответствий среди мировоззрений. То или иное мировоззрение утверждает нечто, как истину, и отрицает все остальное, как не-истинное представление. А мировоззрение, которое бы принимало ВСЕ, ВСЕ точки зрения, и тем самым противолежало бы на нашем рисунке нигилизму – отсутствует. Мы назвали это мировоззрение – ДА-Дзинь, от русского слова Да – обозначающего согласие, принятие, и ДЗИНЬ – звук-аббревиатура, обозначающая звучание колокольчика. 7. Таким образом, следующий шаг в последовательности мировоззрений: Да-Дзинь. ДА-Дзинь все принимает. На его взгляд – «ВСЕ существует». Такой ответ позволяет выйти за пределы субъект-объектного дуализма целиком. На схеме это будет выглядеть так: Я занимает весь объем, ВСЕ есть Я, и одновременно оно же существует как малое я, как человек, обладающий самоосознанием. ![]() Может возникнуть вопрос, чем эта позиция отличается от Восточного Пантеистического Монизма, в котором Атман=Брахман? Размышляя над этим, можно увидеть, что Пантеистический Монизм отрицает другие точки зрения, и считает некоторые части этого мира иллюзией, то ДА-Дзинь принимает ВСЕ, в том числе другие мировоззрения, поскольку в той или иной степени они тоже есть Я. Можно также утверждать, что Да-Дзинь является интеграцией всех мировоззрений, поскольку принимает их все. Тема нового мировоззрения представляется мне очень глобальной, поэтому в следующих статьях я намереваюсь развивать поднятые мною здесь вопросы. Источник: Татьяна Гинзбург Кандидат психологических наук www.holos.spb.ru Разместил: ezonews | 7 мая 2010 | Просмотров: 8819 | Комментариев: 5
(всего голосов: 0) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Психоделики по сути дали мощный толчок появлению Трансперсональной Психологии (ТП), поскольку открыли миру Измененные состояния сознания (ИСС) и их целительный потенциал, в шестидесятых годах двадцатого века. И в большинстве своем, то, о чем говорилось на конференции MAPS является предметом исследования ТП, то есть психоделическое движение изучает ИСС. Таким образом, MAPS – мог бы быть веткой,...
Читать далее >>> Если быть абсолютно честными с самими собой, то становится ясно, что мы ничего не знаем о мире (и о себе) достоверно. Ничего, кроме того, что мы непосредственно воспринимаем – видим, слышим, ощущаем. Всё остальное – лишь теории, гипотезы. Но эти теории и гипотезы совершенно необходимы нам, чтобы ориентироваться в нашем принципиально непознаваемом мире. Именно они и называются мировоззрением. Наш...
Читать далее >>> Осознание сознания, как тонкоматериальной среды, которая окружает нас и в которой мы творим образы миров и вещей, позволяет во многом по-новому взглянуть на мир, который нас окружает. Что есть реальность? Мы привыкли осознавать реальностью тот мир, который мы видим и ощущаем вокруг себя. Но сегодня, с учетом последних исследований сознания, становится очевидным, что даже понятие «себя» является...
Читать далее >>> Три привычных вопроса определяющих тот или иной значимый или не очень момент ВАШЕЙ жизни: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Вам никогда не приходилось задуматься о сути ответов на эти вопросы? Вижу нет ;)) Что - событие, где - место, когда - время, так все привыкли воспринимать. А теперь давайте копнем чуть глубже. Что такое СОБЫТИЕ по своей сути? Это то или иное чувство или эмоция, которую вы испытали, верно?...
Читать далее >>> В этой статье я в каком-то смысле начну отрицать всё, что написал в своих многочисленных предыдущих статьях. Потому что в предыдущих статьях я, по сути, пытался свести всё, что есть в человеческой жизни, к каким-то простым и понятным принципам. Однако теперь я понял, что это просто невозможно. Жизнь является бесконечно сложной и ни в один простой принцип не укладывается, не укладывалась и...
Читать далее >>> В течение всей истории существовала последовательность мировоззрений; то есть, общих представлений о космическом порядке и о природе реальности как целого. Каждое из этих воззрений выражало сущность духа своего времени, и каждое, в свою очередь, глубоко воздействовало на личность и на общество в целом -- не только физически, но и психологически и этически. Эти воздействия были по природе своей...
Читать далее >>> В течение всей истории существовала последовательность мировоззрений; то есть, общих представлений о космическом порядке и о природе реальности как целого. Каждое из этих воззрений выражало сущность духа своего времени, и каждое, в свою очередь, глубоко воздействовало на личность и на общество в целом -- не только физически, но и психологически и этически. Эти воздействия были по природе своей...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос
![]() Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|