|
Роман Самбул: «Я просто хочу жить в таком мире»C 15 по 28 августа 2008 в центре «Этномир», что под городом Боровском Калужской области, проходит третий фестиваль «Маха-Упайа-Пати».
Музыкальные фестивали анонсировать уже легко: список хэд-лайнеров, место проведения, общее настроение, стилевая направленность, — и все вроде понятно. С «Махой-Упайа-Пати» все оказалось гораздо сложнее — это не фестиваль музыки, это даже не фестиваль культуры (как когда-то позиционировал себя «Rainbow»). После прочтения и просмотра официальных СМИ картинка сложилась забавная: менеджеры высшего и среднего звена едут на две недели в лес, чтобы жить там в палатках и юртах, отдыхать от своей перегруженой жизни, рисовать, музицировать, креативить и параллельно учиться чему-то такому для бизнеса полезному. Ну и слоган фестиваля «Дзен. Творчество. Этика в бизнесе», — окончательно сбивает столку. Честно сказать, на первый взгляд это все смотрелось как добровольный сбор денег с населения. При более внимательном изучении все оказалось не так просто, интересно и даже симпатично. Чтобы разобраться, что же это все-таки такое «Маха-Упайя-Пати» мы решили поговорить с руководителем проекта Романом Самбулом. - О фестивале очень много информации, но честно сказать, так и не понятно, с чего все началось? Откуда взялась идея такого фестиваля? - Началось все довольно давно: есть такой сайт Дзен.ру (www.zen.ru), он работает с 1999 года, а то и раньше. Открыл его Клейн. Огромное количество контента на этом сайте посвящено пониманию, развитию человека, дзену, мышлению, философии, истории: Будде, Дзену, Чаню, Китаю 7-9 века. А с 2001 года существует Школа по Второй логике, автор и основатель которой тоже Клейн, где одна из основных дисциплин — научиться мыслить. Это не совсем философская школа в том смысле что вот есть «философская доктрина, учение» — это работает фактически как тренинг. Это почтовая мейл-конференция, где люди общаются между собой, разбирают конкретные ситуации, учатся применять «Второю логику», учатся мыслить. Естественно вокруг Школы образовалось некоторое сообщество людей, и на протяжении нескольких лет мы проводили такие мини-семинары, которые назывались «упайя-пати». С 2001-го года каждое лето проводились выездные Летние лагеря Школы по Второй логике, были и зимние лагеря, они назывались и называются «Зимний летний лагерь Школы по Второй логике», потому что вот уже три лагеря мы проводили зимой в Индии (зимой там — лето) в форме путешествия нескольких групп участников — и постепенно возникла идея большого фестиваля, большого упайя-пати, получился «Маха-Упайя-Пати». - А в чем смысл «Второй логики»? - Основной ее тезис — научиться проводить «границы рассмотрения процессов и явлений». Сознание не воспринимает мир напрямую, это давно известный факт — на эту тему много работ, начиная от Будды до опытов различных восточных и западных мыслителей. Сознание воспринимает не мир, а лишь модели мира, через встренную машину в нашей голове по созданию моделей — так уж устроено, а если то, что мы видим, это модели, значит у них есть границы. Отсюда главная задача — научиться правильно проводить эти границы, правильно нарезать «информационную картинку», создавать ту картину мира, которая более всего ближе к реальной. Основная задача Второй логики — научить человека управлять этой машиной. - У фестиваля крайне загадочное название, что такое «пати» вроде понятно, а «маха» и «упайя»? - «Маха» — это на санскрите Большой, Великий, а «Упайя» — искусные средства, буквально «менеджмент». Термин «искусные средства» впервые внедрил в практику Будда. Он говорил о том, что, чтобы прийти к просветлению — мало читать мантры и философствовать, — необходимо научиться мастерски проходить, мастерски двигаться, мастерски действовать. Потому что Мир огромен, и найти правильную дорогу в нем очень сложно. Для этого нужно иметь правильное мышление. Мышление, развитое до такого уровня чтобы, глядя на процесс, явление — видеть одно и, одновременно, противоположное ему. Причем, сразу и непрерывно. Именно свойство и умение видеть сразу «две противоположных картинки явления» является тем мышлением, которое позволяет человеку не находиться «находиться в одной колее» или, другими словами, «в плену у стереотипов». Сразу добавлю: такой подход к мышлению вовсе не предполагает, что его результатом является формула «с одной стороны так... но с другой стороны...». Его результатом является четкое — конкретное и однозначное — решение. Принятое с учетом всей полноты объема рассматриваемой ситуации, всех аспектов и контекстов явления, до которых может дотянуться мобильное, заточенное на такую работу, сознание — «с учетом всего-всего», как мы говорим. Результатом этого подходя является наиболее адекватное и ответственное решение. Еще раньше на Западе об этом говорили такие философы как Сократ, Къеркегор, Витгенштейн и, как ни странно это прозвучит для современного человека — Маркс и Ленин. Собственно, основа Школы диалектического мышления состоит в преодолении двойственности, дуализма сознания. Ведь пока человек мыслит в какой-то одной полярности, разрываясь между его противоположностями, он не может достичь гармонии, прежде всего, с самим собой... — А нужно ведь еще стать мастером действия, мастером принятия решений, мастером принятия адекватных, самых нужных решений! - Упоминания восточных мыслителей, Будды неизменно наводят на мысли о религии. Вы случайно не секта? - Нет. Мы не имеем отношения к религии — никаких богов, никаких ритуалов, никаких духовных практик. Мы даже слово «духовное» не употребляем. Мы не «духовные люди» — мы каждый день работаем, зарабатываем деньги. Да, буддизм — это религия, но Учение Будды — это не религия. И смысл Дзена не в том, что человеку нужно десять тысяч лет проходить кальку жизни, следуя некому «алгоритму», в результате выполнения которого он получит просветление и «благость счастия». Просветление — внезапно. Нет алгоритма, ведущего к нему. Можно только быть хорошим и стремиться быть еще лучше. И правильное мышление. И упайя. И тогда... — вполне может быть!... Подчеркну: просветление имеется в виду как «Освобождение», а не как «Спасение». Просветление — это взросление, избавление от инфантилизма, движение к самостоятельности. А это — тотальный и постепенный процесс. Несмотря на внезапность! ...Вот так совмещаются противоположности. - Насколько я понимаю, организаторы фестиваля стараются применять все эти теории на практике: в бизнесе, в жизни... - Да, конечно. Это не «философствования в тусовке». Мы стремимся так жить, так работать. В этом смысле это более честная позиция. Например, тема «Маха Упайя Пати — 2008» звучит так: «Как построить компанию, в которой люди не будут роботами». Это вполне конкретная задача: как сделать так, чтобы люди, которые уже что-то понимают, не тратили свою жизнь попусту. Когда человек становится взрослым — (а «взрослым» — это прежде всего, когда он становится отвественным, самостоятельным, а не когда ему просто 30-40 лет, и нужно отметить что уровень «взрослости» людей в Среде на порядок выше взрослости в нашем социуме, причем средний возраст — это 25 лет) — так вот, он начинает что-то понимать, и как правило естественным образом возникает потребность делать что-то свое, и хорошо, если есть возможность делать это в среде таких же людей, как он сам. Фестиваль создает и поддерживает такую Среду, здесь люди общаются, встречаются, учатся, и как правило это выливается в совместные проекты, некоторые из которых организуются в самостоятельные компании. Идея фестиваля: «Жизнь и работа — это одно», — не в смысле, что человек пашет каждый день по 16 часов в сутки, — хотя это тоже хорошо, особенно для молодых людей. А в смысле, что то, что он делает — это его Дело жизни, ему нравится это делать. И эта деятельность его выращивает, обогащает, взрослит его. В этом смысле можно сказать, что он «делает то, что он хочет» — поэтому «жизнь и работа — это одно». Это тоже — преодоление двойственности, дуализма мышления: не разрываться между работой и «личной жизнью». Ну, и чтобы это понять — недостаточно просто об этом думать, нужно много работать. Понимание — это результат действия, это не «думания». - Вам не кажется, что человек, который будет так работать, не отделяя личные интересы от интересов компании, слишком удобный сотрудник? Нет ли здесь подвоха? - Я понимаю, о чем вы говорите, но думаю, нет. Дело в том, что человек, который начал понимать, управлять своей жизнью сам, его невозможно обмануть, поработить, эксплуатировать. И тогда возможны только честные отношения между работодателем и сотрудником, фактически личная договоренность. Тут другая проблема: когда человек становиться самостоятельным, взрослым — он начинает жить так, как он хочет. Когда я говорю «как хочет», то не имею в виду свободу покупать какие хочешь машины, ездить на курорты, и есть в ресторанах. Речь о другом: просто человек начинает жить осознанно. Так вот, когда человек, становиться таким, перед ним встает вопрос: либо продолжать себя продавать, либо искать людей, таких же как он, и работать с ними. Основной костяк фестиваля — это как раз компании, в которых люди решили работать с такими же, с себе подобными: «КСАН», «КСАН-презентации», «Навигатор», «Neq4», «Анимуба», ComindWork, RelishGames, MoodBox (выросла из проекта «Рисоваська»). Это те люди, которые когда-то решили для себя этот вопрос и создали свои команды именно по такому принципу. - А вы хотите изменить мир? Ну, например, уничтожить гигантские корпорации, где люди по-прежнему роботы? - Нет, мы ни с чем не боремся, ничему не противостоим. Перед нами стоит трудная задача — заявить об этом, рассказать, сделать, создать, да. Бороться с чем-то, кем-то, противостоять чему-то, кому-то — это... гораздо более легкая задача! Мы не те, кто «расчищает место под строительство» — мы уже строим. Мы не делаем революцию, мы не движение. «Маха Упайя Пати» — скорее «чаепитие», на которое мы всех приглашаем, это «день открытых дверей», это просто подарок миру. И нужно сказать, что Среда весьма «закрытая» — просто так и не прийти, и удержаться сложно. Одновременно, Среда максимально «открытая» — нет никаких правил, ритуалов, форматов... Но сложно удержаться — скорости, требования другие, естественным образом нужно соответствовать, никто не будет задерживаться ради тебя. Но прийти запросто. Но не просто. «Застава без ворот», коан, дзен, «совмещение несовместимого». Вот. Открытое чаепитие. Такое чаепитие можно организовать у себя дома. Можно, как мы это делаем — собираться раз в месяц на семинаре. А можно устроить такое «большое чаепитие» — Фестиваль на 12 дней! Просто мы так живем, мы так действуем, а сейчас мы говорим: «Вот, друзья, мы приглашаем всех с нами полторы недели чайку попить — пообщаться, подружиться, обсудить все это». Мы принципиально не хотим «подгрызать» мир. И мы хотим делать много всего хорошего и интересного. Вот фестиваль — приходи, смотри, участвуй. Проникайся мыслью, что вот так можно жить и работать. Что так жить и работать — можно. Пришел — посмотрел. А если захотел еще и сделать что-то хорошее... - Получается основная задача — изменить сознание, а жизнь при этом может оставаться такой же. То есть можно, например, преодолев двойственность, работать продавцом корейских телефонов на рынке и быть при этом в гармонии с самим собой? - Я думаю, что это возможно, но тяжело. Изменение сознания все-таки ведет к изменению жизни, в том числе, и ее каких-то внешних атрибутов. И к этому надо быть готовым. Но у нас все происходит мирно — никто не бросается в омут головой, никто резко ничего не меняет. Люди постепенно приходят к каким-то решениям. А потом мы же никуда не исчезаем: работаем, живем, полноценно погруженные в социум, дети растут, работаем совместно через мейл-конференции. Очень многие не идут по пути поиска себе подобных, а остаются на своей работе — кто-то в банке, кто-то в крупных компаниях, у кого-то свой бизнес. И у них тоже все хорошо. Нет жестких границ, нет никаких рецептов. Все очень нежестко, тонко, расплывчато, границы мерцают... Та же Среда — она есть, и мощно «есть»! ...Но ее «не видно», как будто ее и нет. - То есть, нет рецепта действия, но есть рецепт мысли? - Совершенно верно — нет рецепта действия вообще. Добавлю: рецепта мысли — тем более, нет. Более того, мы сознательно отказываемся от каких бы то ни было рецептов. Потому что рецепт — это всегда порабощение. А задача состоит в том, чтобы человек действовал сам. Все сам: мыслил сам, разбирался сам, принимал решения сам. Твоя жизнь, что хочешь с ней, то и делай. - А что будет происходить на самом фестивале? Ну, кроме общения. - Для меня фестиваль — это, прежде всего, площадка для обучения, для коммуникации людей между собой. Одна из задач фестиваля — создавать больше неопределенности, чем определенности. И в этом смысле человек постоянно находится в легкой тренинговой ситуации — ему постоянно нужно принимать самостоятельные решения: куда идти, в чем участвовать, где помочь. Разные люди устраивают различные действа, в которых можно участвовать: от приготовления завтрака до вечерних концертов или каких-то совместных штук. Умение работать вместе, в команде — это трудное искусство — вот этому учиться. Мир — это люди, нужно уметь работать с людьми, вместе с людьми. В тот день, за который отвечаю я, мы ставим мюзикл — да-да, самый полноценный мюзикл, который, причем, будет сочинен, отрепетирован, поставлен и представлен в один день, 27 августа, включая изготовление декораций и костюмов — да, мюзикл по мотивам «Сутры Помоста Шестого Патриарха». Существует древняя традиция, по которой «сутрами» называются только речи Будды, записанные окружавшими его людьми. «Сутра Помоста» — это единственный текст, который называется «сутра», не будучи при этом словами Будды, — это слова Шестого Патриарха дзен Хуай-нена. Мистический, мощный, красивый, умнейший, продирающий текст. Там много действующих лиц — в каком-то смысле это будет конкурс-испытание — потому что нужно будет играть известных исторических лиц. Ничего не готовится заранее — все будем делать на месте, придумывать, организовывать, ставить. И кроме каких-то профессиональных навыков — игра на сцене, работа в команде, подбор музыки, человек учиться совсем другим вещам — вниманию к людям, пониманию, поддержке друг друга, доброте, терпению. Как однажды сказал Ксан (один из основателей Интернет-лаборатории «КСАН»): «Легких путей мы не ищем». И я должен сказать о Романе Мандрике — бизнес-лидере Фестиваля, Рома является вот уже как 3 года генеральным директором, и одним из основателей КСАНа, который тащит всю эту телегу. Именно вместе с Ромой мы сейчас делаем этот фестиваль как два основных тягача. - На фестивале запрещен алкоголь и другие допинги. Насколько строго вы следите за этим? - Скажем так: это не приветствуется в мягкой форме. Запрета как такового нет. Но фестиваль безалкогольный, никто из основных участников там пить не будет, и пьяный человек просто будет чувствовать себя неуютно. Он неизбежно выпадает из фестивального пространства. Конечно, бывают разные вещи — бывает, совсем случайные люди приходят, пытаются спровоцировать конфликт. Но это все, как правило, разрешается довольно мягко. Хотя, конечно, свое пространство приходится охранять, потому что когда все так тонко и высокоорганизованно, когда люди открыты, то внешнее вмешательство, тем более агрессивное, многое может разрушить. Это лаборатория, все ходят в «белых халатах», работают «сервера», компьютеры, «собираются микросхемы», здесь нельзя просто так разгрузить машину навоза. - Ну и последний вопрос «в лоб»: вот вам лично это все зачем? - Ну, я думаю о себе как о человеке, который имеет какое-то сострадание к людям, к живым существам. Это основная моя мотивация, основной конек, за который я держусь. И это, наверное, главный козырь моей мотивации. Хотя есть, конечно, и другие: это интересно делать, это важный опыт, и мне интересно быть лидером... Есть еще одна очень сильная мотивация — я просто хочу жить в таком мире. Я хочу жить в мире, где люди не будут грызться, где люди не будут роботами. Где они будут осознаны, честны, веселы, креативны, счастливы. В мире, где не будет жульничества. И в этом смысле фестиваль — это моя попытка, потихонечку, шаг за шагом такой мир построить. Источник: Катя Пчелкина www.drugaya.ru Разместил: Lotos | 4 сентября 2008 | Просмотров: 6732 | Комментариев: 11
(всего голосов: ) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:Второй Международный Бодхисаттвический фестиваль дзен-искусства «Маха-Упайя-Пати» посетили люди с камерами и микрофонами напервес. Профессионалы. Телеканал НТВ. Спрашивали. Снимали. Потом показали по телевизору. Смотрим теперь....
Читать далее >>> Открытость в общении с людьми — будь то генеральный директор твоей компании или сотрудник конкурирующей фирмы — по мнению «маха-упайцев», вообще является одним из главных принципов успешного развития фирмы. Об этом гласит слоган фестиваля: «Дзен. Творчество. Этика в бизнесе», и именно на этом он был построен, как и каждая из присутствующих здесь компаний. А потому и работа в рамках...
Читать далее >>> Житие внутри сферы помогает мыслить нелинейно и совмещать несовместимое: отдых и работу, свободу и дисциплину, бизнес и духовное просветление. Руководитель компании запросто готовит завтрак для всех сотрудников. «Есть такие штуки, как «дзен» и «чань». Понятие «чань» появилось в Китае в монастыре, потому что тогда не было бизнеса, а значит, не было другого способа познания себя. По сути «чань» -...
Читать далее >>> Готовы ли вы к развлечениям? Тогда поработайте. Сегодняшняя работа интереснее досуга, это одно из немногих занятий, поглощающих целиком. Культ человека действия, созидателя, творца вместе с новыми профессиями и возможностями уничтожил заслонку во времени и пространстве между работой и неработой. Если есть интересная работа, зачем отдыхать? Тем более что писать бизнес-планы можно на лесной опушке...
Читать далее >>> Григорий Рейнин - психолог, доктор философии в области психологии. Академик МАИСУ, иностранный член Американской типологической ассоциации (APT). Автор ряда тренингов и книг: "Соционика. Типология. Малые группы" и "Песни лотоса". Публикуем ответы Григория Рейнина на вопросы к участникам фестиваля «Преображение»....
Читать далее >>> Представляем Вашему вниманию c 7 по 16 сентября международный фестиваль «Преображение». Фестиваль станет одним из ярких, неординарных, запоминающихся событий. Мероприятие такого рода организуется впервые. Парк "Сокольники" станет центром беспрецедентного события, которое позволит объединить интересы, казалось бы, совершенно разных людей всего мира, собрав в московском парке весь...
Читать далее >>> 12-й Всемирный фестиваль духовной музыки открылся в марокканском городе Фес. В фестивале участвуют музыканты из Сирии, Ирана, Индии, Японии, Тибета, Азербайджана и других стран. Тема фестиваля в этом году - гармония. На открытии прозвучали произведения Моцарта и Рамо в исполнении одного из самых известных в мире оркестров старинной музыки «Les Arts Florissants»....
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|