Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Научить можно не всему и не всех

| Еще
Одним из самых интересных вопросов изучения поведения животных и человека традиционно считается вопрос о соотношении врожденного и приобретенного, то есть о том, какие элементы поведения являются наследственными, то есть обусловленными генетической программой, а какие являются результатом воздействия внешней среды, то есть обучения и воспитания. Можно предположить, что чем примитивнее животное, тем больше в его поведении врожденных элементов, тогда как у высших животных все большую роль начинает играть обучение или культурное наследование.

Ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности биофака МГУ доктор биологических наук Инга Полетаева рассказывает об опытах на животных, которые помогают понять некоторые механизмы формирования характера.


- Каковы современные представления о соотношении врожденного и приобретенного в поведении животных и человека?

- В свое время мир биологов делился на два направления. Одни считали, что все черты характера и поведения заложены изначально, другие – что все идет от воспитания и невозможно выделить какой-то врожденный компонент, ответственный за поведение и характер, всегда можно найти какие-то внешние условия, которые их определяют. И только постепенно, по мере развития экспериментальной биологии сформировалась современная эпигенетическая концепция, которая предполагает, что есть генотип, гены которого испытывают на себе влияние внешних условий и как результат такого совместного действия генотипа и среды формируется организм. В особенности эта эпигенетическая концепция важна для анализа процессов развития.

Не победила ни одна концепция, они слились и создали современную, более научную концепцию, которая достаточно обща, чтобы примирить две противоположные стороны, но она и достаточно гибкая, потому что позволяет в этих пределах проводить исследования, которые показывают: да, здесь мы имеем жесткий консервативный путь развития, конечный продукт этого развития почти не нуждается для нормального развития во влиянии внешней среды, и есть программы, которые требуют внешнего воздействия для того, чтобы получился конечный результат.

Влияние среды во многих случаях является необходимым условием формирования следующей стадии развития организма. Это касается и развития мозга, и поведения в целом. У разных видов животных степень зависимости от внешних условий, естественно, оказывается разной. Есть много экспериментов, которые подтверждают сложность этой зависимости. Скажем, были эксперименты на белых крысах, проведенные еще в 30-ые годы 20 века, когда вроде бы казалось, что крысам, которым не дают материалов для постройки гнезда, это гнездо строить не имеют. Однако, когда провели этот эксперимент на более грамотном экспериментальном уровне, оказалось, что эти животные могут строить гнездо и спокойно воспитывать детенышей и могут использовать незнакомый материал для гнезда, если им создадут другие условия, более соответствующие образу жизни крыс, более комфортные для животного.

- Расскажите о ваших экспериментах на мышах, которые вы сейчас проводите.

- Мы исследовали влияние врожденных признаков и влияние среды на двух линиях мышей. Нам удалось получить одну линию с большим мозгом, а другую с маленьким. У одной линии мышей мозг был не просто больше по абсолютной величине, но относительно веса тела. Оказалось, что у животных с большим весом мозга лучше способность к обучению. Она лучше не радикально, но эта способность достоверно подтверждена. Тестом на способность и скорость обучения может быть и навык избегания электротока, и умение находить пищу. И больше того, оказалось, что мыши с малым мозгом, более пугливы. И складывается такое впечатление, что мыши с маленьким мозгом еще и потому хуже обучаются, что у них страх подавляет способность к обучению.

Наши мыши сидят и в объединенных, и в стандартных клетках. В стандартных клетках возможности передвижения, сенсорная оснащенность, как говорят физиологи, очень невысока. Если пересадить мышей в очень хорошие условия – в большие клетки, которые соединены между собой переходами, в которых есть лесенки, беличьи колеса, то они быстро осваиваются в этих клетках. Но оказалось, что после трехмесячного пребывания мышей с большим мозгом в больших клетках их познавательные способности были значительно лучше, чем у мышей с большим мозгом, сидевших в стандартных клетках. А у мышей с малым мозгом, помещенных в большие клетки, способности практически не отличались от мышей, сидевших в малых клетках.

Содержание в обогащенных условиях среды – это не наше изобретение, это делается повсеместно. И сейчас показано, что пребывание в этой среде очень сильно активирует продукцию новых нервных клеток в специальной генеративных участках мозга. Считается, что наиболее важным элементом обогащения у животных является именно возможность много двигаться. Опять же мы восходим к работам нашего учителя Леонида Крушинского, который предложил к собаке прикреплять спортивный шагомер и оценивать, сколько за конкретное время пробегает эта собака. И смотреть, как генетически детерминирован такой простой признак.

Он же, работая со служебными собаками, обнаружил, что есть очень интересные проявления признаков возбудимости у собак. Он скрещивал восточноевропейских овчарок – легко возбудимых, активных собак, с невозмутимыми, спокойными лайками. И ни те, ни другие собаки не были трусливыми. Но значимый процент потомства оказался очень трусливым. Оказалось, что у лаек генетическое оснащение таково, что у них присутствует пассивно-оборонительная реакция, то есть трусость, но при их спокойном характере она практически не проявляется. А высокая возбудимость, которую дети получили от восточноевропейской овчарки, послужила фактором, который проявил эту трусость.

- Можно узнать, что в поведении человека генетически детерминировано, а что нет?

Такими исследованиями занимается генетика поведения человека - психогенетика, и здесь применяются такие стандартные, классические методы генетики, как анализ родословных и проявление определенных признаков в поколениях. Известны замечательные примеры музыкальной одаренности в семье Бахов, известны математики Бернулли, в семье которых обнаруживались выдающиеся математические способности на протяжении нескольких поколений.

Успешно исследуются многие сложные признаки у человека с помощью близнецового метода. Близнецы – это естественный природный эксперимент, который позволяет исследовать людей, которые по своему генотипу абсолютно идентичны. Это так называемые однояйцовые близнецы, идентичные близнецы. Если есть большой набор таких пар, мы можем посмотреть, насколько сходны реакции на какие-то события или ответы на вопросы у психологов, насколько сходны их электрофизиологические реакции. Таким же образом исследуется сходство у близнецов двуяйцовых, которые получили развитие из разных яйцеклеток и, соответственно, отличаются между собой так же, как отличаются между собой родные братья. Но у них более сходны условия развития по сравнению с разновозрастными братьями. И оказывается, что очень многие признаки темперамента, особенности эмоциональных реакций, реактивность, некоторые проявления специфичных интеллектуальных способностей, они имеют очень большой, как выражаются ученые, генетический компонент. И психогенетика позволяет делать очень интересные выводы и в педагогическом отношении, и в отношении познания человеком самого себя.

Источник:
Александр Костинский, Александр Марков
«Радио Свобода»
Разместил: Lotos | 27 июня 2006 | Просмотров: 7960 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:

Смотрите также:

Используя клетки от мёртвых мышей, пролежавших в заморозке 16 лет, учёные создали нескольких здоровых клонов. Такой сенсационный результат получила команда генетиков под руководством Тэрухико Вакаямы (Teruhiko Wakayama) из Центра биологии развития (RIKEN Center for Developmental Biology). Вакаяма говорит: "Мы показали, что даже ткани от замороженных животных могут быть использованы для создания...
Читать далее >>>
Американские ученые обнаружили в продолговатом мозге мышей субпопуляцию из 175 нейронов, которая отвечает за баланс между режимами дыхания. Искусственно удалив эти нейроны, им удалось получить животных, которые дышат медленнее, чем собратья, и ведут себя гораздо спокойнее. Статья опубликована в Science. Людям давно известно, что размеренное и глубокое дыхание может помочь успокоиться, в том...
Читать далее >>>
Исследователи из Орегонского университета с помощью стимуляции мозга воссоздали у мышей паттерны мозговых волн, соответствующие мозговой активности медитирующих людей. Месяц такой «медитации» снизил уровень тревожности мышей. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В предыдущих исследованиях было показано, что регулярная медитация снижает уровень...
Читать далее >>>
Ценность игр, связанных с тренировкой ума, может быть гипотетической - так отвечает на вопрос, как сделать себя умнее, в своей статье Dan Hurley, но есть другой, легкий в достижении, научно доказанный способ сделать себя умнее. Ходите пешком или плавайте. За более, чем десять лет, специалисты в нейронауках и психофизиологи накопили фактические доказательства существенной связи между физическими...
Читать далее >>>
Современная наука уже более или менее разобралась с подробностями происходящего в нашем организме. Причем за последнее десятилетие мифов в медицине и биологии было развенчано столько же, сколько за предыдущие сотни лет развития. Теперь ученые не сомневаются в том, что волосы после смерти не растут, а нервные клетки не просто восстанавливаются, а даже регулярно делятся. Выяснив, как это...
Читать далее >>>
Почти год прошел с тех пор, как Ребекка Кникмайер впервые встретилась с участниками своего последнего исследования, посвященного развитию мозга. Кникмайер, нейробиолог из школы медицины в Чапел-Хилл Университета Северной Каролины, ожидает увидеть, как 30 новорожденных выросли в ползающих, любознательных годовалых деток, используя набор поведенческих испытаний и тестов на темперамент. Кникмайер...
Читать далее >>>
В 1968 году ученый-этолог Джон Кэлхун, на базе Американского национального института психического здоровья, поставил впечатляющий эксперимент. Кэлхун, провел аналогию социума мышей с человеческим обществом и на этом сходстве попытался предсказать будущее для всего человечества. Для этого ученый создал, так называемый, «рай» для белых мышей. В лабораторных условиях, был выстроен квадратный загон...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100