Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Об ощущении «Ци» в Тайцзи-Цюань

| Еще
Тайцзицюань — это высший уровень проявления культуры движения человеческого тела. Это искусство выкристаллизовалось в результате многовековой непрерывной практики, благодаря коллективному творчеству многих поколений выдающихся мастеров.

"Ци" в движениях тайцзицюань — это потоки тончайшей субстанции, движущейся в организме. В древнем китайском каноне "Ицзин" (книга перемен) говорится: "о том, что находится в постоянном изме­нении и движении, не задерживаясь ни в одном месте циркулирует по всему телу, заполняя шесть его пустот, говорят одним словом — "ци".

Мастера тайцзицюань называют это "внутренним ци" - нэй ци. "Нэй ци" или "ци внутри" человека противопоставляется "вай ци" (ци снаружи), то есть всему многообразию "ци" за пределами его организма. Современная медицина предлагает определение "ци" как энергетиче­ских потоков, приводящих в действие как функции нервной системы, так и функции органов и конечностей. "Ци", по представлению древ­них, движется в организме по каналам "цзинло". "Цзинло" это энер­гетические меридианы и коллатерали, связывающие между собой ор­ганы тела, образующие систему энергокоммуникации человека. "Ци" подобна бегущей воде, а тело — покрытым оросительными каналами полям. Если эти оросительные каналы не засорены, вода может дви­гаться и точно также может не застаиваться "ци", если каналы "цзин­ло" свободны от заторов. Этот принцип лежит и в основе практики тайцзицюань. Представления о "цзинло" связаны с учением традици­онной китайской медицины о биологически активных точках иглоука­лывания и прижигания. Многие поколения врачей с древности до на­ших дней практиковали это искусство и за тысячелетия накопили и систематизировали огромный клинический опыт. Именно на основе этого опыта постепенно сформировалась стройная теория о жизненной энергии "ци", энергетических каналах "цзинло" и биологически ак­тивных точках "сюэвэй".

Согласно теории "цзинло" основные меридианы "цзин", относящи­еся к определенным органам, являются главными путями прохожде­ния жизненной энергии "ци", а коллатерали "ло" — ответвлениями, которые соединяют эти главные пути между собой и распределяются по всему телу. Поэтому, хотя "цзин" и "ло" образуют единую систему, но друг от друга отличаются.

Очень часто на тренировках тайцзицюань можно услышать такие требования к ученикам, как "вобрать грудь и округлить спину", "опу­стить плечи и свесить локти", "расслабиться и быть естественным" — все это имеет целью помочь расправить меридианы и дать возможность "ци" из "даньтяня" легче достичь "верхушек" — "мо" конечностей (кончиков пальцев рук и ног). Крайние точки нервных окончаний, кровяных сосудов, мышц, сухожилий и костей также можно назвать "верхушками". Кроме того, волосы можно назвать "верхушкой" кро­ви, язык — "верхушкой" мышц, зубы — "верхушки" костей, а "вер­хушки" сухожилий — ногти. Есть как бы "внутреннее" конечностей и их внешнее проявление — "верхушка".

Преподавая тайцзицюань я хочу, чтобы ученики поняли что такое ощущение ''ци", чтобы они постепенно прочувство­вали его и не путали движущее "ци" дыхания в тайцзицюань и обыкновенное "внешнее" дыхание человека легкими.

Дыхание в тайцзицюань производится всем телом при помощи двух принципов — "закрытия" (сжатия) и "раскрытия" (расширения). Прежде всего "со­знание движется", "сознание руководит", это именно оно как бы вби­рает и выбрасывает "ци", а не просто циркуляция воздуха через отвер­стие в носу в область живота, иначе никогда не появится очень специфическое реальное ощущение "ци", погружающейся в "дань­тянь". В том то и заключается подлинная традиция тайцзицюань, что "все начинается в сознании", а не в форме, "имеющее форму устрем­лено к бесформенному". К тому же, когда сознание проявляет восемь видов сил в таких движениях, как "пэн" (распирание), "люй" (сгла­живание), "цзи" (ударное, проникающее движение), "ань" (надавли­вание), "цай" (дергающее движение), "ле" (рычаг), "чжоу" (локте­вые приемы), "као" (упор), то вследствие регуляции "внутренней ци" (нэй ци) наглядно ощущается как "ци", "наполняя форму, делает ее (бесформенно) круглой".

Таким образом, началом к движению в тай­цзицюань служит барьер "входа" и "выхода" управляемой сознанием "ци". Такие свойственные для этого искусства выражения, как "сато" — держаться свободно, непринужденно (дословно — "раскрепощение от вина"), "пяо и" — "свободно реять по ветру", неотделимы от неис­черпаемой по глубине китайской классической эстетической тради­ции. Образно говоря, человека, исполняющего тайцзицюань, можно сравнить с запущенным в небо бумажным змеем во время традици­онного праздника "чистоты и света" (цинминцзе), когда "ветер спо­коен", а "солнце прекрасно" (не палит). Должно быть ощущение "естественного творчества ци". Человек и Космос сливаются в еди­ное неразделимое целое. В исследовании, "нащупывании ци", этой подлинной сути человеческого тела, возвращающей его скрытые прирожденные способности и заключено ядро всей философии тай­цзицюань.

"Обратиться к изначальному, вернуть подлинное" — в этих древних словах "подлинное" означает "подлинное Я" человека, познание им "изначальности" в своем разуме. Явление возникающих в процессе занятий тайцзицюань "превращений ци" не есть самопроизвольное "поведение ци", словно хозяин распоряжающейся человеком. Оно осу­ществляется под контролем сознания, также как не дыхание носом само по себе управляет нами, а мы дышим, внутренне осознавая это и при необходимости можем регулировать его.

Появление специфических знаний, связанных с "ци", происходило в истории китайской нации таким образом, что, исследуя себя и свое тело, древние мудрецы выработали в себе некоторые необычные спо­собности и, тщательно изучая связанные с этими способностями про­цессы, создали философское учение, базирующееся на их открытиях в области физиологии, психологии и генетического строения человека. Основой методологии этого учения был определен принцип естествен­ности — "не способствовать (чрезмерно), но и не забывать (о протека­ющем процессе)". Даосская традиция создавала такие методы трени­ровок, при помощи которых можно было овладеть механизмом превращений "инь" и "ян", постичь сущность Земного и Небесного, правильное же поглощение при определенном дыхании "изначальной ци" обеспечивало созидание и сбережение духовного начала "шэнь".

Чтобы хорошо исполнять тайцзицюань необходимо во время трени­ровок непрерывно исследовать свои состояния "расслабленности" (сун), "спокойствия" (цзин), "мягкости" (жуань), в результате чего ваши ощущения понемногу подскажут вам что такое "использовать сознание, не использовать силу" и почему "если сознание достигло (объект), то (в то же время) его достигнет и ци, а если достигнет ци, то достигнет и сила".

Тайцзицюань стиля Чэнь — это драгоценный кристалл среди дости­жений мировой культуры в истории человечества. Это искусство, ко­торое действительно необходимо современному миру, независимо от страны или местности. Оно приносит людям кипучую жизненную силу и обязательно будет с большим энтузиазмом принято в России и послу­жит делу оздоровления ее народа. Надеюсь, что тайцзицюань, подобно фруктовому дереву, пустит здесь корни, даст ростки, расцветет и при­несет прекрасные плоды.

Автор: Лю Гуанлай
Из методического пособия «Тайцзицюань стиля Чень»
Москва 1993 г.
Разместил: Lotos | 30 апреля 2006 | Просмотров: 7596 | Комментариев: 2

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: TOR
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 141
TOR (Участник  0 | 141)  ·  15 марта 2008, 00:55  
Опупевшие пуопы
Ник: galactic.org.ua
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
galactic.org.ua (Гость  0 | 0)  ·  16 февраля 2010, 22:46  
ЧТО ТАКОЕ "ЦИ" И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Статья Лю Гуанлая и фото его занятий
http://www.galactic.org.ua/Hina/Lu-4.htm

Смотрите также:

Практика: Адам Сю - Чэнь Тайцзицюань...
Читать далее >>>
Видео: Адам Сю - Чэнь Тайцзицюань...
Читать далее >>>
Семинар «История, теория и практика тайцзицюань и цигун»...
Читать далее >>>
Знак Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией. Этот рисунок напоминает рыбок, хватающих друг друга за хвост. По преданию, этот знак был предложен легендарным Фу Си 7 тысяч лет назад. На первый взгляд знак Великого предела очень простой, но на...
Читать далее >>>
Всемирный день Тай-цзи и Цигун (World Tai Chi and Qigong Day) стал поистине всемирным в 1999 году. Однако, первый публичный показ, послуживший вдохновителем развития глобальных мероприятий, состоялся в 1998 году в Канзасе штата Миссури. На этот первый показ, устроенный Клубом Тай-цзи города Канзаса и прошедший в Музее искусств Нельсона Аткинса (Nelson Atkins Museum of Art), собрал около двухсот...
Читать далее >>>
Не претендуя на истину в последней инстанции, основываясь на личном опыте, автор пытается простым и понятным языком рассмотреть разнообразные аспекты тайцзицюань. В первой части статьи упоминаются два наиболее известных аспекта - боевой и оздоровительный. ...Что такое тайцзицюань? Боевое искусство, оздоровительная гимнастика, инструмент для самопознания, средство для самотерапии, система...
Читать далее >>>
Здесь мы зададим вопрос, который для последователей внутренних стилей боевых искусств покажется риторическим: зачем надо заниматься этими стилями? Зачем, скажем, следует посвящать всю свою жизнь тренировкам тайцзицюань? Интересно, что этот вопрос для китайской культуры не требует ответа, ибо проблема приобщения к собственной традиции вообще равна проблеме смысла существования человека на земле....
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100