Эзотера > Культурные контексты учения Рамеша Балсекара

Культурные контексты учения Рамеша Балсекара


27 апреля 2006. Разместил: Lotos

Введение

Человеческое существо способно к концептуализации. Сообщество человеческих существ за свою долгую историю создало огромное количество различных концептуальных систем использующихся по разному. Учение Рамеша Балсекара также является одной из таких систем. Его место в совокупности других систем и является темой этой статьи.

Учение имеет отношение прежде всего к поискам Абсолютной Истины, Бога, Спасения, Просветления и прочего. В каждой подобной системе существует свой термин для обозначения предмета этого поиска, что является ложным, так как предмет поиска не может быть объективирован и является самим ищущим, но так как наш язык устроен предметно, мы можем говорить только о предметах. Именно поэтому слова не могут содержать Истину, но истину содержит говорящий и понимающий говоримое. Поэтому каждый раз нужно иметь это в виду.

Поэтому тема статьи лишь обрисует те объективированные (расположенные в пространстве и времени) носители разных учений (организации, тексты, люди), которые близки к учению Рамеша (по мнению пишущего, которое несомненно ограничено обусловленностями сформировавшимися за время существования этого организма тела/ума).

Любая концептуальная система предполагает систему деятельности которую она "обслуживает". Поэтому необходимо указывать и систему деятельности в рамках которой существует та или иная концептуальная система.

Укажем несколько типов практик (эти различения являются культурологическими и считаются принятыми для гуманитарных наук). Это - религия, целительство (тела и духа), развитие и саморазвитие тела/духа (философия, педагогика, психотерапия, духовные практики) и сообществ/организаций (политика, управление).

Рассмотрим сферу религии (христианство, буддизм, ислам, индуизм), философии ( как практика развития индивидуумов и их сообществ), психотерапии (ныне очень популярной), духовных практик.

Несколько последних замечаний. Нижеизложенное несомненно является концепцией порожденной в данном теле/уме и ни в коей мере не является самой Истиной, но также несомненно является частным выражением Истины, частным в том смысле, что эти концептуальные построения помогают этому телу/уму осознавать Истину. Возможно, нечто подобное случится еще у кого-то. Но это не является главной целью.

Несомненно, также что Истина проявляется в сознающих телах/умах и может выражать себя в различных концептуальных системах. Но вторичное механическое воспроизводство объективированных концепций не дает никакой гарантии для проявления Истины. Это относится и к любой объективированной практике.

Религии. Христианство.

Нет никаких сомнений, что Иисус Христос был просветленным Мастером. Во всяком случае описанное в Новом Завете вызывает именно такое ощущение. Особенно Евангелие от Иоанна 8:58 "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь"

Ветхий Завет также содержит очень впечатляющие утверждения. Например, Исход, 3:14 "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий". Причем, синодальный перевод плохо передает смысл сказанного. В английском тексте лучше "I am that I am Я есть то, что Я есть". Это действительно имя Бога.

Религии. Буддизм.

Будда конечно же был познавшим Истину. Его имя собственно и означает Просветленный. Тройственная доктрина Будды "дукха, аничха, анатта страдание, непостоянство, отсутствие я" очень ярко свидетельствует о его познании потока бытия/сознания как того, что существует объективно/феноменально. Практики медитации весьма изощрены (особенно в тибетском буддизме, хотя медитация випассаны тоже весьма впечатляюща). Китайско-японский вариант буддизма (чань/дзен) говорящий о мгновенном просветлении породил множество просветленных мастеров.

Религии. Ислам.

Ислам сам по себе является ветвью Ветхозаветных концептуальных систем. Более позднее явление в рамках Ислама это великолепные суфийские Мастера. Среди них безусловно были Просветленные (Фаридаддин Аттар, Джалаледдин Руми). Даже их самоназавание "ариф познавший истину" об этом свидетельствует. Слияние с Богом, абсолютная самоотдача Богу, эти моменты очень вдохновляющи.

Религии. Индуизм.

Индуизм является ближайшим культурным контекстом для учения Рамеша. Еще точнее это учение великого мастера 9 века н.э. Шанкарачарьи, развившего учение древних индийских мастеров зафиксированное в Упанишадах, которое называют Адвайта Веданта, к традиции которого и принадлежит Рамеш. Учителем Рамеша является Нисаргадатта Махарадж. Еще одним несомненно великим мастером является Рамана Махариши, у которого было множество учеников, в том числе Пунджа, у которого в свою очередь есть множество западных учеников распространяющих учение Адвайты.

Интересен также путь йоги Патанджали, в части работы с успокоением сознания и разделения представления о всеобщем единстве.

Религии. Даосизм.

Учение даосов, особенно ДаоДэДзин Лао-Цзы, очень близко к учениям Адвайты.

Философия.

Западная философия очень близка по содержанию учению Адвайты. Диалектика Гегеля в совершенстве раскрывает сущность двойственности. Кант обнаружил концептуальный характер пространства/времени и причинности. Шопенгауэр наиболее близок к учению Адвайты (он сам говорил о мощном влиянии на него учения Упанишад). Современная западная философия очень много может дать для духовного ищущего. Аналитическая философия, особенно Витгенштейн, дает великолепное знание сущности языка. Хайдеггер заставляет задуматься о Бытии. Есть великолепные русскоязычные философы. Лекции Мераба Мамардашвили и его размышления о сознании дают почти такой же эффект, что и беседы Рамеша. Еще один великолепный советский еще философ Георгий Петрович Щедровицкий. Создавший учение системомыследеятельностной (СМД) методологии и придумавший особую практику (организационно-деятельностные игры - ОДИ) развития рефлексивной способности человека, которая и есть Сознание. Его утверждения типа "Мышление мыслит посредством меня" очень близки учению Балсекара. Аналог просветленного мастера в практике СМД-методологии называется гарант мыследеятельности.

Психотерапия.

Со все расширяющимся кризисом религий постепенно появляется необходимость в какой-то замене традиционных религий в функции решения психологических проблем человека. Эту нишу великолепно открыл Зигмунд Фрейд и многочисленные его последователи Карл Юнг и другие. Современные практики психотерапии ушли далеко вперед и они очень много заимствуют из традиционных восточных практик саморазвития. Голотропное дыхание Станислава Грофа - это техники пранямы из аштанга-йоги. Иследования психики с помощью психотропных веществ (ЛСД Станислав Гроф и Тимоти Лири, мескалин Олдос Хаксли) есть древнейшие шаманские техники. Визуализации и самовнушение это практики тибетской и индийской тантры. Кратко можно резюмировать что современные психотерапевтические практики очень близки практикам традиционным (они просто находятся в другой парадигме распространения - как платная услуга) по своему содержанию, и практически ничем не отличаются от современных духовных практик.

Современные духовные практики.

Предварительно следует сделать такое замечание - все традиционные духовные практики продолжают порождать просветленных мастеров (хотя с разной частотой, но это не важно). И активность восточных религий достаточно заметна. После оккупации Тибета многочисленные тибетские ламы ринулись на Запад. Индийские учителя еще со времен Рамакришны и Вивекананды также очень успешны на Западе. В том числе и основатель движения Сознания Кришны, которому я искренне благодарен за знакомство с одним из величайших мировых писаний - Бхагавад Гитой. Большим успехом пользуются телесно-ориентированные практики: йога (в последнее время - все больше распространяется динамическая аштанга-винньяса йога Андрей Сидерский), цигун (даосские практики, Мантек Чиа), боевые искусства как путь духовного саморазвития. Поэтому далее будут излагаться лишь нетрадиционные или сильно выходящие за рамки традиции.

Итак, довольно самобытными и близкими (хотя и в разной степени) к учению Рамеша, на мой взгляд, являются:

  1. Ауробиндо Гхош Индийский мистик, впрочем довольно близкий индийским традициям, но все же довольно сильно отличающийся от них. Интересен своими концептуальными построениями.
  2. Ошо (Раджниш) Индийский мистик. Гораздо более экстравагантный, чем Ауробиндо. Трудно отнести его к какой-либо традиции, хотя он использует Писания всех традиций. Некоторые его тексты весьма вдохновляющи.
  3. Джиду Кришнамурти Вышел из теософской традиции, но несомненно преодолел ее догматичность и является очень вдохновляющей личностью.
  4. Гурджиев и его ученик Успенский Очень интересные люди и учение. Гурджиев несомненно испытал сильное влияние современных суфиев. Группы и школы Гурджиева/Успенского существуют по сей день.
  5. Карлос Кастанеда Наиболее независимый из приведенных. Фактически воссоздал мистическую традицию центрально-американских индейцев. Весьма впечатляющ и вдохновляющ.

Заключение

Эта статья содержит скорее простое перечисление традиций, мастеров, текстов, чем действительное сравнение с учением Балсекара. Но такого рода сравнение есть несомненно величайший труд и потянет :) на несколько докторских диссертаций по сравнительному культуроведению. Моя цель была скорее в том, что бы сделать набросок имен, традиций, текстов, концепций в рамках которых возможно более глубокая проработка темы. Но мне интереснее делать это в режиме диалога. Если Вас заинтересует какое-нибудь учение из упомянутых (то есть сравнение его с учением Рамеша) обязательно напишите либо на форум, либо непосредственно Спикеру. Ответ и диалог обязательно состоится.


Автор: Спикер
© 2002, Spica Projects
http://spica0.narod.ru/

Старый вариант статьи с комментариями