Эзотера > Владимир Серкин «Бубен Шамана»
Владимир Серкин «Бубен Шамана»11 апреля 2017. Разместил: Lotos |
После выхода книги «Хохот Шамана» меня часто спрашивают: «Как ты с ним познакомился?» В начале общения с Шаманом (поздняя осень) я еще не вел записи диалогов, поэтому реконструирую ответ по памяти. Точной даты не помню.
Окончив основные подготовительные работы к обустройству домика, я первым делом решил изучить окрестности в радиусе пяти-шести часов ходьбы вокруг. То есть, чтобы вернуться в тот же день. На север по побережью, примерно в двух часах ходьбы, я не раз замечал следы на снегу. Человек регулярно выходил на лед. Так делают все краболовы. Краболовки нужно проверять раньше, чем вся наживка будет съедена, и крабы расползутся. Я почти знал, что это следы Шамана. Проходя мимо, невольно отмечал наличие и следа в море, и обратно. Не приглашали, и я не поднимался к жилью. Конечно, и Шаман видел мои следы, но не заходил. В один из солнечных дней я заметил, что свежих следов в сторону моря нет. Снега не было несколько дней, и еще просматривались старые. Это необычно. Одно из неписаных правил колымской солидарности: даже при небольших признаках настороженности обязательно нужно навестить соседа. Человек может заболеть, подвернуть ногу, мало ли что, и помощи ждать неоткуда. Я поднялся по старым следам к землянке, постучал в дверь и вошел. В землянке было тепло и чисто. Одетый Шаман лежал поверх постели, заложив руки за голову. — Здорово, сосед. — Здорово. — Смотрю, следов нет. Решил проверить, не заболел ли кто? — А, спасибо. Все в порядке. Просто день такой. — Какой? — Не работать. — Ну ладно. — Чай будешь? — Не, спасибо, пойду. Однако, чуть отойдя от землянки, я почувствовал, что хочу пообщаться с этим человеком. Это не было желание пообщаться вообще, естественное при отсутствии людей. Я понял, что Шаману все равно, останусь я пить чай или нет. Он не будет расстроен, если я уйду, но и не будет напряжен от общения со мной. Я знаю и других отшельников, которые через месяц-другой одиночества или начинают прятаться от людей, или, наоборот, от их общения невозможно отделаться. Независимость Шамана показалась мне любопытной. — Вот, решил вернуться, однако. Давай свой чай. Бубен Шамана17.07.97 Когда я рассказал Шаману о методиках рассеивания сухого льда для конденсации осадков и о разгоне облаков метеоракетами, он искренне хохотал. «Варварство выражается в невнимательности к миру и в непонимании. Но это иногда компенсируется энергией, — сказал он, отсмеявшись. — Не очень хорошо, так как нарушает гармонию среды». — Как шаманы предсказывают погоду по звездам? — Не только по звездам. Бубен гораздо более сложен, чем многим кажется. Он символизирует небосвод. Активизируя определенные части бубна, ты активизируешь солнце, луну или звезды над собой. А они активизируют бубен определенным образом. Нужно жить со своим бубном, чтобы чувствовать это. — Как активизируют? — Звук бубна действует как свернутая программа, символ, глиф для потоков мира. — То есть не все равно, как и в какую часть бубна ударять? — И еще «чем», «когда» и в «каком состоянии». — Но на бубне это не обозначено. — Конечно, клавиатура не нарисована (смеется). Но шаман помнит небо как картину, и видит эту картину на бубне. — Это используется и для лечения? — Конечно. — Сегодня тысячи горожан колотят в бубны просто так. Это вредит им и окружающей среде? — Редко. Бубен, изготовленный в другой местности, практически бесполезен. Он связан с небосводом места изготовления. Кроме того, колотушка должна быть особо подобрана к бубну. Горожане чаще всего колотят не по бубну, по его муляжу, «кукле». * * * После обеда пришли два молодых эвелна. Они пришли к Шаману и с утра уже побывали у его землянки. Поздоровавшись с нами прикосновением ладоней, они неторопливо побеседовали с Шаманом на смеси русского и эвелнского языков. Я понимаю эвелнский, но мне трудно говорить, из-за того, что в их языке один наш звук может звучать по-разному. Внимание привлекли очень добротно сделанные ножны и чехлы для карабинов. Штучная работа. Наверняка, на рукоятках и прикладах вырезаны интереснейшие сюжеты. Эвелны очень вежливы. Отказавшись от приглашения зайти в домик, они традиционно спросили меня, где можно развести костер. Пока один из них занимался сбором дров, второй предложил поменять мои запасы чая на очень ровный большой кристалл александрита. У меня оставалось лишь три пачки, две подарил им. Пришлось попросить Шамана специально поговорить с эвелнами, чтобы не отдаривались. У эвелнов есть предпринимательская жилка — хотели договориться со мной о доставке чая и других легких, по их мнению, предметов. Совершенно естественно они приняли и мои объяснения об особом образе жизни и нежелании брать на себя обязательства. В городе такое редко кому объяснишь. Когда и второй эвелн ушел за дровами, я стал расспрашивать Шамана о них. — Кто-то заболел? — Нет, пришли поговорить со мной. — Надолго? — Утром уйдут. Разговор ночью. — Могу я спросить, если не секрет? — Исчезла одна звезда, наверное, шестой величины. — Где исчезла? — В небе. Сегодня первая половина ночи будет ясной. — Это — катастрофа? — Наверное. Много тысяч лет назад. — Я видел эту звезду? — Это — вряд ли. У тебя не такое зрение, как у местных. — Они что, постоянно считают звезды? — Они не умеют считать. — ??? — Мы с тобой умеем считать, поэтому мы ничего бы не заметили. А они видят небо как картину, целиком, и заметили, что картина изменилась. — Почему они пришли к тебе? — Они хотят знать, что это за знак? — А это знак? — Конечно. — Я могу узнать? — Мне нужно дождаться ночи и самому увидеть эту часть неба. — Часть неба имеет значение? — В каждой части живут свои духи. — В школе учил астрономию? — Не только в школе. Астрономия не помогает, например, узнать погоду по небу, а знание о духах помогает. — А сам ты не заметил изменений? — Я смотрю в небо чаще тебя, но не так часто, как местные. — Они сами пришли, или их послали? — Сами, двое. 19.07.97 Почему практичные эвелны бросили свои дела и предприняли двухсуточное тяжелое путешествие ради единственной встречи с Шаманом? Можно понять, когда привозят больного или ищут потерявшегося родственника. Но поговорить о звездах.... — Зачем племена содержат шаманов? — Не особо. Шаманы, как правило, бедны. И, чаще всего, сами охотятся, рыбачат или пасут оленей. — Но им же платят за лечение, камлание. — Потому что в это время шаман не может работать. — Шаман в племени заменяет врача? — Это тоже. Но не главное. — А что главное? — Представь себе стойбище древних чукчей, эскимосов или эвелнов. Это тридцать — сорок человек, которые всю долгую полярную ночь, весь год или даже несколько лет не видят других людей. Что бы ни случилось, не будет ни помощи, ни сочувствия. — Жуть. — Для тебя — да. Но они не чувствуют себя одинокими. — Почему? — Благодаря Шаману они связаны со всем человечеством и даже больше — со своими предками, потомками, Духами... Они знают, куда и как пойдут после физической смерти, с кем встретятся, что будут делать. Искренне в это верят. И выживают благодаря этому. — Ну и еще благодаря мужеству, силе. — Без смысла никакого мужества не хватит. — Да. Я бы тоже в тех условиях заботился о Шамане. — Конечно. Отрывок из книги Владимир Серкин «Шаманский лес» |