Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Человек неразумный

| Еще
Человек неразумныйЭволюционная ценность человеческого разума — в способности к абстрактным построениям, которая позволяет смоделировать ситуацию в голове и просчитать дальнейшее развитие событий.

Обезьяна, например, соображает, что ящик поможет ей добраться до банана, подвешенного под потолком. Ее мозгов хватает, чтобы просчитать такую простую ситуацию, и она целенаправленно двигает ящик, забирается на него и допрыгивает до желанного лакомства. На большее ее рассудок не способен… или точнее сказать — большее ее не интересует. Ее заботит лишь то, что находится непосредственно в поле ее восприятия.


Человек же способен задумываться о решении проблем, выходящих далеко за пределы текущего момента и актуальной ситуации. Как, например, с самого раннего детства нас приучают к мысли о том, что все имеет свои последствия, и решения, принятые сегодня, оказывают влияние на размер пенсии в далекой старости. Такая способность заглядывать за угол, удерживать и просчитывать в голове множество обстоятельств, взаимосвязей и вероятностей открывает человеку путь в космос и обеспечивает лучшие возможности для выживания вида… но есть и цена, которую приходится за это платить.

Здесь можно провести параллель с прямохождением, которое позволило человеку высвободить передние конечности для орудий труда — от каменного топора до нейрохирургического скальпеля. По оценкам антропологов эта трансформация произошла три миллиона лет назад, но до сих пор человек страдает от ряда заболеваний, которые связаны с ее последствиями. За все это время организм так и не перестроился, чтобы окончательно исключить заболевания, связанные с вертикальным положением тела: разного рода болезни позвоночника, опущение органов, варикоз, плоскостопие и прочие болячки.

В общем и целом, конечно, человеческий организм уже неплохо справляется с новыми обстоятельствами, и большинство болезней все-таки связано с нездоровым образом жизни, а не самим фактом прямохождения. Но как бы то ни было, наш организм все еще содержит в себе ряд конструктивных особенностей, которые были вполне уместны и удобны для горизонтального положения тела, но несут в себе потенциал для возникновения серьезных проблем при вертикально-сидячем образе жизни.

Нечто подобное происходит и с человеческим рассудком, который, решая одни проблемы, неизбежно создает другие. С этими проблемами и приходится иметь дело психологам — выяснять, что делает человека больным и несчастным там, где сама по себе актуальная жизненная ситуация не является патогенной — человек, сыт, здоров и имеет крышу над головой. В ситуации, где любой приличный зверь был бы счастлив (насколько это вообще возможно для зверя), человек способен чувствовать себя настолько плохо, что готов в самом буквальном смысле наложить на себя руки. Как так получается? К этому ли стремилась революция эволюция?

Но сейчас речь не о глобальной проблеме человеческого рассудка, а об одном отдельном эффекте, который можно у себя отследить и, если повезет, минимизировать его негативные последствия.

Возьмем для иллюстрации подростка старшего школьного возраста, который в силу неведомых обстоятельств, оказался чуть внимательнее и осознаннее своих сверстников… ровно настолько, чтобы видеть наивность их сегодняшних убеждений и ценностей. Они еще играют в фантики, а он уже задумывается о своем месте в жизни. Они еще упиваются комиксами, а ему уже любопытна философия, психология или, скажем, экономика и политика. Они все еще ищут развлечений, а он уже ощущает тягу к познанию.

Можно было бы сказать, что такая акселерация сама по себе является симптомом психологической проблемы — например, трудностей социализации. Преждевременное смещение интересов в сферу «взрослых» проблем вполне может быть компенсацией детских неудач — попыткой дистанцироваться от сверстников, с которыми не удается выстроить удовлетворительных отношений. Но для демонстрации обсуждаемой ловушки это не важно, поскольку в той или иной форме в нее попадают практически все, хотя, конечно, «умники» страдают от этой заморочки заметно сильнее.

Так вот, смотрит наш подросток на своих незамутненных сверстников и говорит — «А буду-ка я умнее!» Ведь есть же на свете мудрецы, которые все знают! А еще есть народная мудрость, а еще есть наука, а с недавних пор еще и Гугл с Яндексом! Если хорошенько поискать, то можно найти готовый ответ на любой вопрос. И не будет ли логичным прислушаться к этим ответам и таким образом перепрыгнуть через грабли, об которые разбивают лбы менее смышленые товарищи?

Это ведь действительно очень разумно — если какой-то общепризнанный мудрец изрекает общепризнанно мудрую мысль, то было бы глупо этим не воспользоваться и не принять чужую мудрость на вооружение. Например, если авторитетные товарищи заявляют, что в дремучем лесу опасно, и не ходите, мол, дети в Африку гулять, логично будет им поверить и не соваться в лесные дерби без большой пушки и специальной подготовки. Это ведь и есть наше эволюционное преимущество — способность обмениваться информацией, учитывать чужой опыт в своих собственных решениях и таким образом избегать опасных ошибок.

А что, если в известной умной книжке написано полюбить ближнего своего, а чувак, который это рекомендует, почитается всем человечеством? Или вот Ницше с его Заратустрой и мечтой о сверхчеловеке? Или Шопенгауэр с рассуждениями об отсутствии свободы воли? Или Кастанеда с рекомендацией перестать себя жалеть и победить чувство собственной важности? Умные же люди, наверняка советуют умные вещи — стоит прислушаться! А еще есть психология со множеством умных рекомендаций о вкусной и здоровой жизни — это вам не философия или религия какая-нибудь, это наука!

И вот, начитавшись умных книжек и статей о том, как правильно жить в современном мире, наш несмышленый, но сообразительный подросток считает, что получил таким образом конкурентное преимущество — «зная» разгадку, он надеется ускорить свое продвижение к Олимпу. Теперь он опирается на гораздо более правильные и глубокие принципы жизни, а значит он мудрее: одноклассники все еще верят в то, о чем говорят учителя и родители, а он уже далеко впереди — прислушивается к тому, что говорят поистине великие люди. Да-да, у него возникает ощущение, что он умнее большинства родителей и учителей — ведь он учится у настоящих мудрецов, а не у этих посредственностей!

Теперь он убежден, что знание секретного ингредиента позволит ему срезать углы и достичь вершины с меньшими усилиями. Как в том старом мультике, где ворона учит страуса летать — «Лучше день потерять, потом за полчаса долететь!» Идея о том, что существует некий правильный и эффективный способ жить, затмевает его рассудок и переключает внимание с самой жизни, на поиск волшебного ключика к тайному ходу.

Это такое же иррациональное убеждение, как бытующая вера в то, что какая-нибудь хитроумная система управления временем и ресурсами, вроде GTD, волшебным образом поможет справляться с делами… без того, чтобы прилагать реальные усилия для их выполнения. И вот человек тратит пару месяцев, чтобы внедрить в свою жизнь новую технологию -самообмана- самоуправления, вместо того, чтобы за те же два месяца просто переделать все свои накопившиеся дела.

Допустим, наш бедолага залип на Кастанеде и пришел к выводу, что ему во что бы то ни стало нужно преодолеть жалость к себе. И вот он начинает практиковать — беспощадно заставляет себя бегать по утрам и записывается на секцию бокса, чтобы время от времени безжалостно получать по морде. Возможно, это поможет ему стать крепче в психологическом плане, но все его усилия идут насмарку, поскольку он избегает самой главной своей жалости и жалкости — страха перед настоящей жизнью и необходимостью решать реальные проблемы — найти работу, например.

А в то же время какой-нибудь бывший его одноклассник, не страдающий избытком интеллекта, идет работать на завод в коллектив обычных мужиков-работяг, и его там учит безжалостности сама жизнь — будешь сопли распускать, затопчут, и все. Может быть, он никогда и не узнает, что это называется «не жалеть себя», но он этой житейской истине научится без лишних слов и на собственной шкуре, а наш знаток духовной литературы так и останется теоретиком — ничего не умеющим и не нюхавшим пороха диванным воином.

Отсюда и происходит тип человека, который, будучи таким умным, почему-то совсем не богатый. Попытка срезать углы никогда не приводит к успеху и не ускоряет его достижения — она его, наоборот, тормозит! Уловка с подглядыванием ответа в конце учебника срабатывает только на школьных экзаменах и в самых простых бытовых ситуациях, но никогда не сделает человека счастливее и не поможет найти свое место в жизни.

Причем дело не в советах, которым человек пытается следовать. Они-то как раз могут быть очень правильными и поистине мудрыми. Никто, например, не станет спорить, что Библия — это настоящий учебник жизни. Проблема только в том, что изложенные в ней рекомендации может «услышать» и усвоить только «имеющий уши». И вот это очень важный момент, ведь наш умник именно таковым себя и считает — имеющим уши. И именно в этом он видит свое преимущество — в том, что он, в отличие от прочих, догадался прислушаться к мудрым библейским или каким-то там еще советам. Только вот одной прозорливости недостаточно — чтобы взять серьезный вес, нужны очень серьезные мышцы, а не юношеский гонор и идеализм.

Например, музыка. В исполнении сложного музыкального произведения нет никакого секрета — все ходы точно и скрупулезно записаны. Почему ж тогда ученик первого года музыкальной школы, отлично знающий нотную грамоту, и имеющий первичные навыки игры на фортепиано, никак не может его исполнить? Во-первых, ему не хватает техники и слуха, во-вторых, он просто не способен переживать те эмоции, которые заложены в произведение, а значит его исполнение, даже если он отточит технику, останется чисто механическим, как шарманка.

Но есть и другая проблема. Если еще вчера он разучивал простенькую пьесу, которую можно исполнять двумя пальцами одной руки, а сегодня взялся за сольную партию какой-нибудь классической симфонии, то, даже научившись быстро и точно бить по клавишам и выучив наизусть все произведение, он не научится музыке! Он научится долбить по клавишам, но не станет от этого музыкантом.

То же самое и с жизнью. Наш умник, нахватавшись мудрых советов и научившись нескольким эффектным трюкам, считает, что научился жизни. Но стоит течению жизни повернуть в новое неожиданное русло или поставить перед ним задачу, выходящую за пределы искусственно натренированных навыков, и он садится в лужу из собственных слез.

Перехитрить жизнь нельзя. Любая попытка опереться на готовые ответы, пусть даже самые точные и мудрые, — это прямой путь, если не в могилу, то на кушетку в кабинете психолога. Знание ответа, рецепта или правильной техники само по себе ничего не значит — в зачет идет только долгий путь проб и ошибок, пройденный от незнания к знанию. Постижение любой премудрости — это строго последовательный процесс, который нельзя ускорить, заглядывая в конец учебника. Чтобы прийти в конечную точку, нужно пройти весь алфавит от «А» до «Я». И даже если не суждено достичь вершины, лучше уж терпеливо пройти половину пути, чем наивно надеяться перепрыгнуть из начала в конец, не осознавая при этом, что стоишь на месте и вообще никуда не двигаешься.

* * *

Быть может, описание получилось слишком утрированным, но кто из нас не хватался за чужие умные мысли, в надежде, что они, если не спасут, то хотя бы резко повысят наши шансы на успех и избавят от необходимости самостоятельно разбираться в своих проблемах? Все эти умные советы из книг и интернетов, которые мы так любим: как наладить отношения, как заработать миллион, как воспитать ребенка, как найти свое место в жизни…

На любой вопрос сейчас можно найти готовый и очень мудрый совет. Но способны ли мы последовать этим советам? А уверены ли мы, что правильно их поняли? Вдруг имелось в виду что-то совсем другое? Не будет ли логичным предположить, что для правильного понимания слов умного человека, надо самому быть не менее умным? А раз мы в действительности ничего не поняли, значит, действуем слепо, наугад, но при этом верим, что поступаем правильно — ведь таков был умный совет. А когда оказываемся в тупике, мы не ищем иного ответа, потому что верим, что правильный ответ у нас уже есть… мы просто что-то сделали не так и нужно попробовать еще раз.

Как уже было сказано, больше всего от последствий такого рода заблуждений страдают выраженные «умники», потому что в силу своих интеллектуальных амбиций они пытаются перепрыгнуть с первой буквы алфавита сразу на последнюю. Но все остальные делают ровно то же самое. Разница только в том, что вместо 33 ступенек, они прыгают на 10–15, и поэтому обжигаются чуть меньше.

Относите вы себя к умникам или нет, посмотрите внимательнее: практически все ваши представления о жизни — с чужих слов. Мудрецы разного калибра. Психологи, философы, ученые. Родители, учителя, друзья. У всех у нас длинный список авторитетов, но даже если они что-то знают о жизни, какой от этого толк? Почему мы надеемся научиться музыке, не изучая музыку? Кого мы пытаемся обмануть, слепо и бездумно повторяя чужие умные мысли? Почему мы надеемся прожить счастливую жизнь, не изучая жизнь? Почему так много наших усилий направлено на избегание собственного опыта и собственного знания?

Свой опыт — это всегда больно, чужие советы — это всегда приятно, и поэтому выбор в пользу последнего очевиден. Если можно прожить жизнь, не думая своей головой и не набивая собственные шишки, кто же не воспользуется этой возможностью? Только тот, кто знает, что такой возможности нет!

Народная присказка про ценное умение учиться на чужих ошибках — это полная чушь. Ничему на чужих ошибках научиться нельзя! О них, конечно же, стоит знать, но нельзя этой осведомленностью подменить настоящее собственное знание. Чужой опыт может лишь предупредить об опасности. Нам говорят, что за поворотом прячется дракон, но знание о драконе — это еще не победа над ним. Узнав о нем заранее, мы всего лишь получили шанс подготовиться к предстоящей схватке и не забыть взять с собой копье, чтобы сражаться не голыми руками.

Вместо этого, обращаясь к чужим советам, мы надеемся избежать схватки со своим драконом. Знание об опасности мы используем не для того, чтобы лучше к ней подготовиться, не для того, чтобы извлечь из нее побольше драгоценного опыта, а для того, чтобы от нее ускользнуть. И это у нас отлично получается. Проблема, однако, в том, что невозможно избежать опасности, не избегая при этом самой жизни.

P.S.
…главную мысль в статье выразить получилось не очень хорошо. Смысл вот, в чем. Для многих (а для некоторых — особенно), идея о том, что стоит прислушаться к разного рода мудрецам, кажется очень и очень умной. При этом из виду упускается то, что узнать мнение мудреца и ассимилировать, глубоко понять его — это очень и очень разные вещи. И попытка следовать мудрым принципам, не поняв при этом глубокого их содержания, — это большая и опасная ловушка. Но изнутри эта ловушка очень хорошо маскируется и не выглядит таковой, поскольку кажется, что можешь контролировать ситуацию — принять чужую мудрость на вооружение только временно, чтобы обрести свою собственную. А потом про эту внутреннюю оговорку очень легко забыть и начать верить, что мудрость уже достигнута. Вот где настоящая беда!

Разумеется, это не значит, что нельзя прислушиваться к чужим мнениям вообще. Можно. Только очень осторожно — используя их, как указание на место «где копать», чтобы все проверить и подтвердить на собственном опыте. И вот здесь надо сильно постараться, чтобы не вляпаться в блаженное заблуждение, что подтверждать чужие представления не нужно, ведь это же представления очень и очень мудрых людей. Нужно! И обязательно.

Каков бы ни был мудрец, как бы красиво он ни пел, как бы убедительно ни доказывал, и сколько бы людей ему ни верило — все это не повод расслабляться и развешивать уши. Будь он трижды прав — не важно. Легко при случае оспорить взгляды своих родителей — они ведь всего лишь обычные люди. Но когда человек начинает опираться на красивые и мощные идеи мудрецов, дурь из него потом кувалдой не выбьешь — он до самой смерти будет попугайски повторять заученные истины, совершенно не понимая, что они значат, и почему он, будучи таким умным, остается таким несчастным.

Верить нельзя. Ни во что и никому. Можно временно принимать на вооружение какие-то гипотезы, но только с расчетом на обязательную их перепроверку на собственном опыте. И вот это сделать как раз очень сложно, верить гораздо проще и психологически безопаснее. А помнить о том, что ничего толком не знаешь, и проверять все на собственном опыте, жить своим умом — это трудно и страшно. А между тем отказ от «своей головы» — это прямой путь к неврозу, и вот это очень трудно втолковать человеку, пришедшему на консультацию по поводу своей неудавшейся жизни, поскольку обычно он хочет взаимоисключающих вещей — безопасности в опасном мире, силы без усилий, свободы без ответственности, приобретений без потерь. Не хочу учиться — хочу жениться. Не хочу ни в чем разбираться — хочу просто быть счастливым.

Верить в чужие поучения — глупо.

Верить мудрецам — еще и опасно.


Источник:
Психология без соплей
Разместил: Lotos | 13 марта 2015 | Просмотров: 2326 | Комментариев: 3

 (всего голосов: 3)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  13 марта 2015, 12:10  
"Эволюционная ценность человеческого разума — в способности к абстрактным построениям, которая позволяет смоделировать ситуацию в голове и просчитать дальнейшее развитие событий."

Если статью писал психолог (что видно из источника), то он должен знать, что за способностью "моделировать ситуацию и просчитывать развитие событий" отвечает не абстрактное мышление, а АНАЛИТИЧЕСКОЕ. Вопреки общему мнению этим обладают очень многие животные и даже насекомые, например, стрекоза, способная налету схватить жертву, а значит предвидеть траекторию ее движения во времени и пространстве.

Абстрактное мышление это когда мы можем вообразить и рассуждать на тему совершенно отвлеченных понятий, то есть того, что не проявляется непосредственным образом, например, "тонкая материя" или Абсолют.

"Верить в чужие поучения — глупо.
Верить мудрецам — еще и опасно."

Вывод от статьи следующий: "Товарищи, смело наступайте на свои собственные грабли, а еще лучше - проверяйте их несколько раз на собственном опыте!"
fellow
(Прошу меня заранее извинить за сарказм!)
АлОм
Ник: Гертруда
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 580
Гертруда (Участник  0 | 580)  ·  13 марта 2015, 22:36  
Вот не люблю, когда собственные проблемы подаются как всеобщие.
Не надо меня учить жить, если сам ещё не научился.
Ник: Digraf
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 58
Digraf (Участник  2 | 58)  ·  16 марта 2015, 00:01  
P.S.
…главную мысль в статье выразить получилось не очень хорошо. Смысл вот, в чем...
И дальше краткое содержание предыдущих серий wink ...
Чехов бы сильно расстроился

Смотрите также:

Сегодня от многих людей можно услышать, что мы живем в непростое время – время перемен. И если раньше в советское время можно было просчитать будущее своих детей, то сегодня в эпоху реформ и грандиозных перемен многие семьи от страха за будущее своих детей и стараются воспитать их особенно. Каким образом? Давайте рассмотрим такой стиль воспитания, когда родители считают, что они и только они...
Читать далее >>>
В наш век глобальной информатизации парадоксальным является то, что человеку все так же не хватает знаний. Причина же кроется в том, что произошла определенная подмена понятий и терминов. Важной стала сама информация, а не та сила, которая за ней стоит. Для примера: есть рецепт приготовления блюда, а есть само приготовленное блюдо. Информативно одно и то же, но по факту огромная разница. Поэтому...
Читать далее >>>
«Не мы такие — жизнь такая», — убеждение слабых, не являющихся хозяевами своей жизни людей. Успешные люди считают, что они в состоянии иметь всё, что захотят, и они это получают. Вы не найдёте здесь готовых решений для осуществления ваших целей. Вы не найдёте их нигде. Никто и никогда не сможет вас ничему научить. Поэтому не повторяйте моих ошибок, не ищите готовых ответов и не накапливайте...
Читать далее >>>
Один из ключевых вопросов психотерапевтической науки состоит в том, что именно приносит позитивные перемены в процессе психологической работы. В четком ответе на этот вопрос заинтересованы, в основном, практикующие психологи, но этот же вопрос стоит и перед каждым, кто встает на путь саморазвития. И ошибиться тут довольно легко....
Читать далее >>>
Некоторые родители не могут оценить роль психолога в школе. Им кажется, что школьники находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда учителя школы могут найти правильный подход к ребенку. Поэтому психолог в любой школе нужен. Психолог в школе решает все психологические задачи. Эти задачи могут касаться учеников и коллектива учителей,...
Читать далее >>>
Карты Таро помогают, тому, кто к ним обратился, лучше познать свой внутренний мир. В них записан Путь к Истоку, от которого начинается любые позитивные изменения совершенствование и духовный рост. Карты Таро – это помощник и советчик в решении всех жизненных вопросов и ситуаций, тем более если они находятся в руках специалиста-профессионала, знающего символы и Архетипы каждого Аркана, умеющего...
Читать далее >>>
Духовное развитие сегодня стало модным занятием. Мало кто понимает, что это такое и как этим заниматься, но все ищут это загадочное нечто – ищут знание, умение, успех, просветление, интуицию и все, что до этого касается. Но подводных камней на этом пути оказывается очень много, и поэтому желаемое находят единицы. О том, что такое в действительности мастерство и как к нему придти, мы говорим с...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100