Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Опасности релаксации

| Еще
Опасности релаксацииПолное расслабление и освобождение от мыслей, создающих напряжение, могут оказаться вредными. Любой метод, даже массаж, может быть опасным, если используется только для расслабления и если за ним не следует точная, дифференцированная обработка источника напряжений. На то есть две причины.

Во-первых, годы телесной работы с больными людьми показали, что предыдущая история подавления напряжения часто предшествует зарождению раковых опухолей. Напряжение, как и любой другой процесс, нельзя убрать мановением волшебной палочки, хотя на какое-то короткое время его можно вытеснить из осознания. Подавленное или расслабленное напряжение не пропадает; оно как бы становится менее послушным сознанию. Одно из возможных направлений развития подавленных процессов наподобие напряжения — возникновение "не поддающихся лечению" симптомов и болезней, таких как рак.

Во-вторых, я сомневаюсь, что избавление от напряжения, или его «стряхивание», обычное для некоторых типов медитации, телесной работы и массажа, создает хорошую экологию для всех остальных, живущих в этой вселенной. Люди во всем мире уже начинают осознавать вред простого сброса отходов в водостоки. Точно так же, как засоряется и нарушается мировая водная система, пущенное по ветру напряжение может засорять духовную систему планеты — места, к которому все мы припадаем, когда нас мучит жажда. Если планета Земля — это система или поле, мы не можем выбрасывать что-то прочь, мы можем только возвращать это назад в систему. Мы обязаны допускать возможность, что информация не разрушается, а вливается в глобальный информационный слой, юнговское коллективное бессознательное; потом она становится облаком беды, и его подхватывает кто-нибудь другой, находящийся в этом поле.

Я думаю, что безопасней перерабатывать психические отходы. Зачем просто программировать свой разум на «релаксацию» или на "замену старых мыслей новыми образами" (Адаир, 1984)? Хотя такие процедуры просты в применении, они могут иметь побочные эффекты в форме индивидуальных заболеваний или нарушения психической экологии нашей планеты. Они явно не учитывают того, что процесс медитации каждого индивидуума имеет свой собственный особый, врожденный метод проработки проблем. По моему мнению, наша работа должна состоять в обнаружении этого индивидуального метода.

Некоторые из характеристик восточных и западных методов внутренней работы можно суммировать следующим образом:

1. Экстравертированная ориентация западной психологии на клиническую работу и личные взаимоотношения сдерживает наш интерес к тому, как работать самому, без терапевта.

2. Восточные методы, ориентированные на достижение отрешенного состояния ума, могут достигать этого без жестких процедур медитации, которые программируют сосредоточение осознавания на определенном объекте, фразе или телесном переживании.

3. Характерная для медитативных практик тенденция избегать эмоциональных взаимодействий между людьми вызывает ненужную напряженность во взаимоотношениях из-за подавления жадности, ревности и эгоизма.

4. Любая психология, подавляющая телесное напряжение и внутренние трудности, лишь делает их менее доступными для осознавания. Возможно, что они вливаются в поле коллективного бессознательного или возникают снова на уровне индивидуальных клеточных процессов, которые недоступны для осознания.

5. Большинство процедур медитации, за исключением тай-цзи или аутентичного движения, пренебрегают созидательными и спонтанными движениями и эмоциями. Я не знаком ни с одной процедурой, которая советовала бы открывать или создавать движение. Випасана и дзэн также препятствуют спонтанным движениям или программируют специальные формы движения.

6. Многие процедуры медитации уводят от обычных, повседневных забот и порождают измененные состояния сознания не потому, что измененные состояния способствуют расширению сознания, а из-за того, что сами эти процедуры не способны иметь дело с повседневными проблемами никаким другим способом.

Переосмысливая медитацию


Можем ли мы разработать систему внутренней работы, которая позволяла бы нам открывать свою собственную, врожденную процедуру медитации и которая соответствовала бы потребностям, удовлетворяемым существующими восточными и западными подходами? Трудности западной психологии и восточных ритуалов медитации могут говорить о том, что положенные в их основу цели и системы убеждений не достаточны для того, чтобы иметь дело с проблемами, которые возникают при их использовании. Быть может, нам лучше начать с самого начала и разработать новую систему, поскольку проблемы, упомянутые выше, нельзя разрешить простым добавлением новых техник к существующим методам.

Смена парадигмы в медитации


Новая парадигма медитации должна отвечать как старым, так и новым задачам, однако подход к их решению будет различным. Вкратце типичные современные и древние цели развития таковы: следование бессознательному (как в аналитической психологии), повышение уровня и высвобождение энергии (как в акупунктуре и других системах работы с телом), интуитивное понимание Дао (как в "Ицзин"), путь воина (как у Кастанеды и Трунгпа), отрешение от иллюзий (как в буддизме) и вхождение в поток (как в медитации випасана). Парадигма процесса охватывает все эти цели, работая со сновидениями и телесными явлениями, следуя потоку энергии в сновидящем теле, позволяя медитирующему понимать или даже предугадывать, какую гексаграмму он получит из «Ицзин», дисциплинируя воина в «видении», воспитывая "беспристрастного наблюдателя" буддийской медитативной практики и развивая текучесть, свойственную практике випасаны.

Цели — это процессы


Очарование медитации в том, что на ее задачи влияют наши идеалы, то, как мы себе представляем развитое человеческое существо, и сами эти образы меняются по мере того, как мы растем. Можем ли мы найти такую процедуру медитации, которая отвечала бы нашим сиюминутным задачам и была бы способна меняться с изменением наших задач? Если я начинаю процессуально ориентированную медитацию, мог бы я, к примеру, сегодня разобраться со своими любимыми дзэнскими задачами, а завтра удовлетворить свою потребность в понимании сновидения или проблемы взаимоотношений? Смогу ли я на деле решать обыденные проблемы или избавляться от болезней?

Процессуально ориентированные концепции обязаны:

1) включать в себя другие процедуры медитации;

2) позволять человеку, по мере того как он развивается, автоматически следовать индивидуальному процессу смены целей;

3) быть заведомо полезными для раскрытия смысла и облегчения боли психосоматических симптомов;

4) позволять человеку открывать разнообразные медитативные процедуры в самом себе. Хатха-йога, творческое движение и танец, работа с взаимоотношениями, поиски видений, визуализация и внутренние диалоги — все это может естественным образом сопутствовать медитации, даже если практикующий ее прежде не был знаком с этими явлениями

5) быть открытыми для критики и исследования.

Правильно ли быть человеком?


Один из фундаментальных и порой неосознаваемых догматов, который можно найти во многих направлениях психологии и школах медитации, гласит, что человеческое существо является заведомо недисциплинированным, несознательным, неспособным к любви, преисполненным жадности, ревности и эгоизма, опасным и вообще в чем-то неправильным. За этими догматами скрыто негласное убеждение, что люди неправильны по самой своей сути.

Большинство из нас в это верят. Мы думаем, что сами не в порядке, что мир — сплошной бардак, и изменить тут ничего нельзя. Нас преследуют странные сны, внутренние голоса, телесные симптомы, проблемы взаимоотношений, загрязнение окружающей среды, отравленная пища и злобные соседи. Эти убеждения приводят к тому, что мы используем свой рациональный интеллект для того, чтобы понимать свои сновидения, устранять внутренние голоса посредством анализа, медитировать над мантра-ми. Мы развиваем медицину, чтобы преодолевать свои симптомы, заключаем свои аффекты в рамки приемлемых каналов общения и создаем армии, чтобы защищаться друг от друга. Наши убеждения толкают нас к войне, и мы иногда, хотя и ненадолго, выигрываем сражение со своей собственной природой. Вера в то, что все "не так", заставляет нас думать о причинах, и мир начинает состоять для нас из проблем и решений. Эта старая парадигма помогла нам продлить нашу жизнь путем психологической и химической войны с симптомами и беспокоящими нас внутренними частями.

Однако воинственная вера в несовершенство нашей природы не замечает потенциальной целесообразности, скрытой за видимыми событиями. Я болен не просто потому, что я не принимал достаточно витаминов, или недостаточно медитировал, или у меня плохая наследственность. Быть может, мои проблемы представляют ту часть меня, о которой я пока еще не знаю.

Вторая проблема, связанная с причинно-следственным мышлением, состоит в том, что оно заставляет нас разочаровываться в мире, когда он не оправдывает наших ожиданий. Если мы не можем решить проблему, мы восстаем против нее. Агрессивные нации и безумные деспоты не соответствуют моим надеждам на, мир во всем мире. Я бы хотел изменить их, но не могу. Если я недостаточно осторожен, я объявлю им «войну», буду пытаться их подавить или засадить в «психушку». Нам следует научиться тому, как использовать безумие и агрессивность для более полезных вещей.

Все события потенциально полезны


Нам нужно добавить новое измерение к нашим убеждениям относительно человеческого бытия. Это новое измерение довольно точно выражено в старинном изречении: "Мир совершенен в том виде, как он есть". Даже хотя я сам не считаю мир, как он есть, действительно совершенным, я обнаружил, сколь обогащающими являются, казалось бы, неприятные события. Важным и, возможно, новым измерением в медитации могли бы стать приятие и обработка всех событий, включая гнев, ревность и жадность, с тем, чтобы раскрыть их жизнеутверждающий потенциал. Вместо того чтобы пытаться исправить свою природу в соответствии с нашими представлениями о гармонии и мире, мы могли бы стремиться найти целесообразность, стоящую за событиями. Может быть, это зачатки именно того, в чем мы нуждаемся.

Отрывок из книги
Арнольда Минделла «Самостоятельная работа над собой»
Разместил: Lotos | 1 сентября 2014 | Просмотров: 4388 | Комментариев: 2

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Omananalee
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 8
Omananalee (Участник  0 | 8)  ·  1 сентября 2014, 20:03  
"Мир совершенен в том виде, как он есть"

Верно,
но
Важным и, возможно, новым измерением в медитации могли бы стать приятие и обработка всех событий, включая гнев, ревность и жадность, с тем, чтобы раскрыть их жизнеутверждающий потенциал.

является искажением природы
и это не новое измерение - приятие, а проработка, меняя вектор: жадность-щедрость
(высвобождение энергии)

Гнев на радость (значит наладить микроклимат), но для того что приять нужно понять окраску чувства.
Возможно потенциальность этих проработок и приведёт к нейтральности, а она в свою очередь выведет на известные способы(всё изобретено совершенным миром до нас)
типичные современные и древние цели развития таковы: следование бессознательному (как в аналитической психологии), повышение уровня и высвобождение энергии (как в акупунктуре и других системах работы с телом), интуитивное понимание Дао (как в "Ицзин"), путь воина (как у Кастанеды и Трунгпа), отрешение от иллюзий (как в буддизме) и вхождение в поток (как в медитации випасана).

То есть к известным древним целям человек придёт ПО-ЛЮБОМУ, освободившись от искажений. Или не придёт никогда, довольствуясь малым и не догоняя, что имеется иное, нечто сокрытое завесой тайны.
Праздник - всегда love это очень глубокое мировосприятие, это заякорённость в природе, связь с источником вдохновения.

Ведь хочется нового, придумать свой способ и войти с ним в историю winked

Мне по нраву ситуативный подход, замещающий везде импульсивного человека, развивая внутреннюю силу и заряжая энергетикой астральный терафим, наслаивая мыслеобраз, позволяя ему работать в пространстве и наблюдать результат, отрешенно, отпуская поводья рассчитанного действия.

И с каждым новым разом, совершенствуя подход, приводя к спонтанности обычные без усильные и безупречные реакции\действия на окружающее, являющееся отражением внутренней гармонии мироздания.
Ник: ВиЭль
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1
ВиЭль (Участник  0 | 1)  ·  11 сентября 2014, 10:04  
со статьей частично согласен, частично нет.
Полное расслабление и освобождение от мыслей, создающих напряжение, могут оказаться вредными

дело в том, что большинство так называемых "практикующих" НИКОГДА не достигают ни состояния полного расслабления, ни состояния освобождения от мыслей.
приведу аналогию: Сицилия или провинциальный российский городок, в котором до сих пор сохранились понятия "лихих 90-ых". Есть куча мелких торговцев и просто дачников, которые торгуют выращенным урожаем со своих 6-ти соток.
и есть множество мелкой уголовной или полууголовной гопоты, которая за "крышу" постоянно с этих бабушек, дачник и мелких торговцев берёт дань. Гопота ходит по улицам, шумит, плюётся сквозь зубы, щелкает щемечки и вообще ведёт себя очень "демонстративно".
Через какое-то время появляется авторитетный "крёстный отец". Разгоняет всю эту шпану-гопоту. На улицах становится тихо, чисто, никто не шумит, никто не мусорит. НО, стало ли легче бабушкам, дачникам и торговцах? С одной стороны вроде как стало лучше, а с другой стороны, всё одно приходится платить дань, только уже одному человеку - этому авторитету-крёстному отцу. И эта дань всё равно ощутима для скудного бюджета бабушки-дачника-мелкого торговца...
так и с релаксирующими и медитирующими.
Табун беспокойных мыслей и напряжения по телу они заменяют на суперцензора, суперглушителя. И вроде мозг "спокоен", нет такого океана и шквала мыслей (который у 99% обывателей) и вроде тело не так напряжено, но что-то всё равно не так...
А нужно пройти дальше, сквозь этого суперцензора-глушителя. Что, опять-таки, не делают 99% практикующих. И онкология возникает не потому, что "релакс" ,а потому, что напряжение-то осталось, просто оно мимикрировало в суперцензора.
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Физические упражнения и медитации
Методик различных, для развития и поддержания здоровья физического тела, полно, поэтому рекомендую пробовать всё, что вам понравится, а главное то, что вам незнакомо. Почему именно так? Это для того, чтобы избегать в жизни шаблонов. Когда вы делаете что-либо в первый раз — вы безупречны, потому что...

Практика медитации
Практика медитации — это не «род психических упражнений», как говорит нам википедия. Такое определение убивает дух. Мне больше нравится взгляд на практику медитации Согьяла Ринпоче. Он говорит о том, что медитация — это промежуток между мыслью, которая ушла и мыслью, которая еще не появилась. Не...

6 основных мифов о медитации
Слово медитация в последнее время прочно вошло в нашу разговорную речь. И даже если не все могут ответить, что это такое и не всем медитация интересна, то слышали о ней большинство людей. Вместе с тем сейчас в слово "медитация" разными людьми вкладывается абсолютно разный смысл и часто эти...

Уроки медитации
Как иногда хочется хотя бы на минуту забыть обо всех тревогах, полностью отключиться от окружающего мира и просто насладиться мгновением ускользающего бытия. Просто есть Вы и Вселенная, а незавершенные отчеты, предстоящие покупки, стирка и проверка домашнего задания – все это осталось где-то далеко...

Системный подход к практике психологического развития
С древнейших времен человечество стремилось создать эффективные методы управления своими психическими процессами. Практически все религиозные и духовные течения имели более или менее разработанную систему медитаций и психотехник, которые позволяли адептам достичь нужных состояний. Многие из этих...

Визуализация. 2 часть. Теория технологии
Продолжая разговор о визуализации, нельзя пройти мимо того, где и как, а главное, по каким именно причинам визуализация используется в магических техниках, техниках самосовершенствования и методиках саморазвития. И первое, с чего стоит начать, это техники медитации, в которых визуализация занимает...

Медитация при онкологии
Огромная и неоценимая роль психологического вмешательства при лечении онкологических и тяжелых психосоматических заболеваний уже не подлежит сомнению в классической медицине. Множество исследований подтвердили, что существует жесткая связь между психическим состоянием человека и физическими...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100