Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Почему не стоит не медитировать

| Еще
Почему не стоит не медитироватьЧестно говоря, я был уверен, что длинный подробный текст о тайцзи канет последним камушком в тот бездонный колодец, куда - одна за другой - рушатся все попытки писать популярно о неописуемом.

Не тут-то было.

После долгой дискуссии с новыми учениками по поводу прежнего текста, они же - не отходя от кассы - запросили новый - на этот раз о медитации. Я, конечно, послал их в глубокий интернет, оттуда они вернулись - живы-здоровы - жалуясь на недостоверность, вялость и безалаберность обнаруженной информации.

В самом деле, в интернете можно найти о медитации всё. И это "всё" одним росчерком мыши легко превращается в "ничто" для человека, который сам никогда не пробовал и не представляет зачем этим занимаются другие. Информации предостаточно, но большая часть её бесполезна или почти бесполезна для "самых маленьких" - для тех, кто испытывает интерес, но не настолько острый, чтобы прямо теперь купить подушку для медитации.

Я сразу предупредил новичков, что не стану умножать без необходимости количество бесполезного интернет-хлама, пытаясь говорить о том, о чём, возможно, следует молчать: прежде всего, я и в самом деле не знаю как писать о нашей практике нэй-дань.

Её можно объяснять поэтапно. Тем, кто уже движется, можно объяснить (скорее - показать) следующий этап, поскольку у них есть внутреннее знание относительно этапа нынешнего. А вот как передать представление об этой - довольно сложной - системе человеку, который сам не занимается, я понятия не имею.

Конечно, есть книги, канонические описания и объяснения. Сутры. Палийский канон. Есть даже такой монолит-компедиум как "Энциклопедия Абхидхармы". Из этой литературы можно многое почерпнуть, но в отношении системы медитативных практик любое теоретическое знание имеет силу соломинки, пытающейся сдвинуть с места грузовик. Подробное описание имеет смысл для тех, кто уже хорошо знает о чём речь - из собственного опыта. Какую-то первую, начальную практику объяснить можно запросто и любому, но тогда люди будут думать, что это и есть вся практика, в то время как это - только её краюшек.

Налицо серьёзная проблема коммуникации, сходная с ситуацией, когда нам, скажем, понадобится объяснить человеку, не знакомому с элементарными математическими законами что такое интеграл.

"1+1=2" мы можем объяснить любому (ну, почти любому), но для того, чтобы понять "x = 4-y2^(4 - y) + 2^y" нужно пройти определённый путь, причём если в математике этот путь можно пройти в уме, то в медитации его нужно пройти телом, самим собой.

Для человека, который этот путь не прошёл, "x = 4-y2^(4 - y) + 2^y" может показаться чем-то божественным, сверхъестественным и т.п., но это просто - дорожный указатель, этап на пути к новым этапам.

Чем дальше мы уходим, тем меньше остаётся возможностей описать что конкретно мы делаем - для тех, кто ничего подобного не делает. На занятиях мы иногда говорим о нашей практике, но смысл разговора понятен только тем, для кого это - не просто разговор. Поскольку в своей речи мы опираемся на сходные состояния, которые каждый из нас знает из опыта (а не из описаний), разговор этот вообще становится возможен.

Поэтому вместо того, чтобы объяснять зачем нужно медитировать и что такое медитация, я попробую рассказать почему (с моей точки зрения) странно и довольно нелепо - не медитировать.

1. Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?


Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.


(Кажется, имеет смысл начать с представления об элементарной психогигиене.)

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.


И зарплата, и жена, и судьба, и пироги. Всё сбежало и не спешит вернуться - потому что в доме плохо пахнет.

Я знаю, нехорошо так говорить.

Но раз уж я взялся объяснить этот сложный и неприятный момент, никуда не денешься.

Человек, который не занимается медитацией, проецирует на окружающих собственные фобии, депрессивные состояния, параноидальные идеи, сиюминутные страсти и неоформленные страдания.

Причём, никто из нас, включая отпетых злыдней, террористов и тиранов, не делает этого специально. Как верно заметил один умный человек: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю."

Так поступают все.

Прошу прощения, так поступают все, пока медитация не приведёт их туда, где такое поведение становится чем-то неестественным. То есть, если ты живёшь в мире, где люди то и дело опорожняют кишечник, нимало не заботясь о том, чтобы не забрызгать соседей, и при этом их ментальные способности не позволяют им видеть этого так же ясно, как и тебе, первое что происходит: ты учишься контролировать собственный сфинктер (ещё раз прошу прощения за натурализм).

В конце концов, к этому привыкаешь. С волками выть... В какой-то момент в этом начинаешь видеть определённую красоту. Стоит нам сменить угол зрения, послушать и посмотреть на людей чуть более внимательно, чем обычно, мы увидим, что люди, как правило, вообще не говорят друг с другом. Зачастую проекции их умов никакого отношения к реальным собеседникам не имеют вовсе. Это не значит, что проекции эти не обладают определённым шармом.

Конечно, если мы любим того или иного человека, примем его в любом виде, таким, каков он есть. Точно так же мать не брезгует менять ребёнку подгузники. Тем более, что помимо всплесков недовольства, раздражения, злобы, многие из нас склонны делиться радостью и удовольствием.

И всё же...

Разницу замечаешь, когда попадаешь в буддийский монастырь.

Как, люди и в самом деле могут быть ТАКИМИ?

Могут.

Мы способны перестать ежедневно вываливать на головы соседей, друзей и любимых тонны привычного человеческого мусора - если научимся "умываться" по утрам и "чистить зубы".

Медитация прежде всего избавляет человека от необходимости делать то, за что ему позже будет стыдно. Я сейчас не говорю о "просветлении", решении одним махом всех мировых проблем.

Я говорю о самом элементарном.

Медитация - это вода, очищающая наше сознание, позволяющая нам быть теми, кем мы сами хотим себя видеть. Короче говоря,

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!


Подобно тому как возникает изображение на фотобумаге - сперва в виде крупных пятен и отдельных участков цвета, после - во всех деталях и подробностях, ум являет себя, проясняется, становится познаваемым объектом исследования. Чёткое и ясное "видение" содержания сознания приводит к постепенному изменению этого содержания. Процесс трансформации, очищения во многом спонтанен, самоестественен: мы лишь мягко направляем его, но не форсируем, не пытаемся добиться своих целей во что бы то ни стало. Только тогда ум "выправляется" собственной силой, становится ясным и гибким за счёт внутренних, глубинных ресурсов.

Решение психологических проблем не является целью медитации, скорее это - закономерный эффект ежедневной практики.

Миф о том, что буддисты похожи на кланяющихся и улыбающихся китайских болванчиков легко развеять: для этого нужно просто познакомиться с нами поближе. Мы такие же, как прочие-остальные, разница в том, что помимо регулярных насущных дел мы упражняем и исследуем ум, эта привычка со временем становится такой же естественной и необходимой, какими для людей были и остаются - еда, сон, туалет... Я думаю, рано или поздно нечто подобное происходит с людьми, практикующими любую форму "внутреннего" делания - будь то христианская молитва или каббалистические упражнения. И говорю здесь прежде всего о буддийской практике просто потому, что ближе всего знаком именно с ней.

Способность контролировать позывы эмоционального ума имеет значение, если мы предпочитаем жить в социуме, не страдая от последствий собственного без-умия. Не менее важен второй аспект различия между медитирующими и не-медитирующими: восприятие времени.

2. Есть только миг, за него и держись


Большую часть жизни наш ум занят вариациями на темы прошлого и будущего. Думаю, сегодня всем и каждому известно (не знаю преподают ли это в школе, по идее - должны бы), что ни прошлого, ни будущего не существует: прошлое - всего лишь способ думать и говорить о прошлом, будущее - способ мечтать о лучшем будущем или остерегаться возможных неприятностей.

Что можно сказать о мире, который видят сквозь тусклое мерцание невозвратимого прошлого / неосуществлённого будущего? Назвать его "призрачным" или "бушующим" было бы слишком романтично.

Назову его дырявым.

Мир ветшает, когда мы забываем о его вещности, его здешности, его сейчасности.

Забавный эпизод одного из фильмов эпохи горбачевской Перестройки - запомнился он благодаря тому, что именно тогда, в те годы я начал понимать как это работает. Вкратце: молодой интеллигент неопределённого рода занятий получает приглашение от одноклассника, известного бизнесмена: встретимся, мол, выпьем, вспомним былое, и т.д. Спешит на встречу, прокручивая в уме возможные варианты развития событий. Поскольку сам он находится в шатком экономическом положении и страдает от этого, по мере приближения к точке встречи его фантазии становятся всё более бредовыми, ему кажется, что преуспевающий друг посмотрит на него свысока, станет донимать подачками и бесполезными советами, в конце концов бедолага приходит к выводу, что за проявление лояльности от него потребуют несоразмерную плату. "А ведь он, пожалуй, захочет, чтобы я и сапоги ему вылизал" - с ужасом думает герой фильма. В этот самый миг он встречает своего одноклассника, который, кажется, искренне рад этой встрече. "А вот не стану я лизать твои сапоги!" - выкрикивает наш герой, разворачивается и уходит, оставив старого друга в состоянии лёгкого шока.

Зрителю ясно в чём тут фокус: у него на глазах произошла подмена реального ожидаемым.

Собственно, эта подмена и есть - основной реквизит распознавания образов. Именно так мы переводим живой мир на языки ума.

В каждом предмете, в каждом человеке, в каждом природном явлении, в каждой эмоции или мысли - мы видим не то, чем они являются на самом деле, но только собственные ожидания или разочарования, несуществующее прошлое или неосуществлённое будущее.

Я не хочу сказать, что способность к лавинообразной рефлексии является чем-то ненужным или сугубо отрицательным. Напротив: не будь у нас этой способности, мы вряд ли сумели бы безопасно перейти дорогу и уж точно никогда не изобрели бы компьютер.

Я вовсе не утверждаю, что нам не нужна эта способность, что мы могли бы обойтись без неё.

Я утверждаю, что можно по своему желанию переключаться с одного режима "видения" на другой. И это именно то, что отличает человека, который занимается медитацией от человека, который медитацией не занимается.

Способность по собственному почину оставаться наедине с миром, в котором не существует воображаемого прошлого и неслучившегося будущего. С вот-этим-сейчас-миром. С постой-никуда-не-уходи-миром.

Время растяжимо. Я имею в виду не безликое "t" физических формул, а наше, субъективное время. Если задуматься, именно это время можно назвать "реальным". Часовой механизм не способен отличить мгновение рабочей скуки от мгновения оргазма или пытки.

Любой из нас знает из собственного опыта, что мгновения эти различны по протяжённости.

Если мы обладаем большим количеством энергии, мир как бы "уплотняется", становится выпуклым, зримым, вещественным. Время переживается более интенсивно. Его становится ощутимо больше (именно поэтому у меня - неадекватная реакция на жалобы по поводу "нехватки времени" для занятий медитацией. Я не знаю как описать тот океан, тот колоссальный объём времени, которое оказывается в полном нашем распоряжении в процессе практики). Время способно растягиваться - вплоть до окончательного истончения и исчезновения. Мы можем научиться в какой-то степени регулировать этот процесс и помимо медитации, и тогда даже повседневный рефлексивный ум становится острее. То ли астрономический промежуток времени становится шире, то ли ум становится сообразительнее в единицу времени, легче на поворотах, так сказать... (а может, нет никакой разницы).

Понятно, что способность эта развивается с годами практики, приходит постепенно, поэтапно, этапы развития этой способности не менее интересны, чем результат и представляют собой удивительное путешествие (я думаю - это и есть единственное настоящее Путешествие - образец, эталон, платоновская идея всех путешествий, описанных в литературе и служащих опорой любой мифологии).

Для того, чтобы решиться на это путешествие нужна всего лишь решимость.

Для того, чтобы сделать его своей жизнью, требуется нечто большее.

3. Эх, яб-лоч-ко


Удельный князь небольшой китайской провинции спросил Бодхидхарму:

- Зачем медитировать?

Бодхидхарма глубоко задумался, долго шевелил бровями, так и эдак складывал пальцы, в конце концов попросил на раздумье два дня.

Когда пришли за ответом, Бодхидхарма сказал:

- Медитировать - для того, чтобы было хорошо.

- И всё? - удивился князь.

- Всё... хотя... есть ещё одна уважительная причина: чтобы не было плохо.

- В таком случае медитация ничуть не лучше любого другого занятия, - заметил князь.

- Почему?

- Потому что все вокруг только этим и озабочены. Чем бы человек не тешился, он надеется, что это пойдёт ему впрок. Но сильные мира сего предпочитают короткие пути. Например, можно родиться князем...

- Чудненько, - ответил Бодхидхарма, - но ты должен иметь в виду, что есть короткие пути, а есть - наикратчайшие. Скажем, если ты станешь медитировать хотя бы раз в год, возможно, пару тысячелетий спустя тебе по-настоящему повезёт, и ты родишься мной.

В супермаркете и по сей день меня изумляет количество людей, покупающих абсолютно несъедобные с моей точки зрения продукты. Я внимательно наблюдаю за ними, понимая, что ещё совсем недавно был таким же точно: привычка таскать в рот всякую дрянь остаётся актуальной до глубоких седин - если на месте старой не вырастает новая привычка.

Или вот: семь или восемь назад я выкурил последнюю сигарету в перерыве между двумя сессиями медитации. Вторая сессия преподнесла сюрприз: несколько мгновений ослепительной ясности, и - кирдык многолетней привычке: садился в медитацию я курящим человеком, а по окончанию сессии был уже некурящим. Пятнадцать лет подряд я выкуривал по полторы пачки в день. С этого самого дня не выкурил ни одной. Физиологическая ломка была, конечно, но её я воспринимал как должное, поэтому период переориентации организма прошёл терпимо.

Дело не в том, чтобы не курить и не жрать всякую дрянь, а в том, чтобы у тебя был выбор - курить или нет, жрать или не жрать.

Беда в том, что выбора у нас, как правило, нет.

То есть, нам может показаться, что он есть.

Но его нет.

Казалось бы - нужно просто взять себя в руки и сесть на диету или - удалиться на месяц в пустыню, и - прощай, курение.

Нет.

Это не означает "избавиться от привычки", это означает "загнать привычку внутрь". Один мой приятель не может курить после второго инфаркта. Запрещено под страхом смерти - в прямом смысле слова. Каждую ночь ему снится, что он курит. Он завидует курильщикам, ходит туда, где курят и ворует чужой дым.

Ему стыдно, но он ничего не может с этим поделать.

Яблочко катится по тарелочке не потому, что "хочет" катиться или "такова его судьба", не потому, что "так проще" или "все катятся, и я с ними", а потому, что тарелка круглая и вращается.

Особенно забавно бывает наблюдать выражение лиц знатоков человеческих душ, то бишь - психологов, психиатров, когда в результате нехитрых экспериментов выясняется, что человек - существо гораздо менее разумное, чем принято полагать.

Эксперименты Зимбардо, Аша и Милгрэма подтвердили то, что многие и так хорошо знали после Второй мировой, а именно: бессмысленно осуждать нацистов, террористов, "блеющее большинство", толпу, класс, нацию.

Никто из нас не лучше нациста.

Скромный интеллигентный человек, воспитанный в хорошей семье, при определённых обстоятельствах легко превращается в тупого зверя, способного убить товарища за плохо начищенную бляху. Я сам видел это, своими собственными глазами.

Хорошо, но при чём тут медитация?

Медитация не просто влияет на приобретение новых привычек и разрушение старых, она трансформирует психику таким образом, что мы начинаем ясно видеть промежуток между побуждением и поступком.

Видеть - стало быть - участвовать.

Менять.

Меняться.

Яблочку только и нужно, что оказаться в центре тарелки, тогда ему не придётся больше нарезать бессмысленные круги.

4. Даром преподаватели


Помимо явных аспектов существует множество скрытых, имеющих отношение к физиологическим изменениям вегетативной и нервной систем, деятельности мозга.

Заинтересованных лиц я отсылаю к результатам научных исследований, которые в течении последних сорока лет проводились в лабораториях независимых исследовательских учреждений, таких как Гарвардский Медицинский Институт, Принстонский Университет, Стэнфордский Медицинский Институт, Университет Чикаго, Медицинское Отделение Мичиганского Университета, Калифорнийский Университет в Беркли, Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе, Университет Йорка в Канаде, Эдинбургский Университет в Шотландии, Лундский Университет в Швеции, Гронингенский Университет в Голландии, Университет Нового Южного Уэйлса в Австралии, Институт Де Ла Рошфуко во Франции, Национальный Институт Индустриального Здоровья в Японии и даже Московский Институт Исследования Мозга Академии Медицинских Наук России.

Материалы этих исследований можно найти как в интернете, так и на страницах таких известных и уважаемых изданий как Science», «Lancet», «Scientific American», «American Journal of Physiology», «International Journal of Neuroscience», «Experimental Neurology», «Electroencephalography and Clinical Neurophysiology», «Psychosomatic Medicine», «Canadian Medical Association Journal», «American Psychologist», «The Journal of Mind and Behavior», «Perceptual and Motor Skills» и т.д. и т.п.

Надеюсь, оба списка вам понравились (сам я обожаю все и всяческие списки, особенно в тех случаях, когда они требуются для подтверждения авторитетности того или иного мнения).

Я лишь хотел сказать, что любители "объективных научных данных" также имеют право наслаждаться медитацией, и современная наука ни в коей мере не отнимает у них эту возможность, а - ровно наоборот.

5. Утратив правый путь во тьме долины


И, наконец, нечто имеющее прямое отношение ко мне лично и, возможно, ко многим моим сверстникам.

Я думаю, что пресловутый "кризис среднего возраста" - явление природное, естественное. В 18 мы не нуждаемся в мотивации, чтобы действовать: природа помыкает нами, до поры до времени это не воспринимается как нечто отрицательное. Такое состояние дел длится до тех пор, пока мы не выполним некие первичные обязательства: дети, дом, семья и т.п. (вернее - пока не минет срок выполнения этих обязательств). Ближе к сорока (у кого-то - ближе к тридцати) оказывается, что мы больше не нужны миру в прежнем качестве, нам предлагается - на выбор: либо измениться, перерасти себя, либо подчиниться безжалостному механизму угасания, который поначалу проявляется в виде разочарования, острых и вроде бы беспричинных приступов тоски, хаотического поиска удовлетворения, которое не достижимо прежними средствами и т.д.

Есть люди, для которых этот слом, эта природная трансформация проходят относительно безболезненно, есть и другие, для которых это оборачивается настоящей катастрофой.

Регулярная практика приводит человека к состоянию, когда "кризис среднего возраста" становится неактуальным.

Это не означает, что мы, подчиняясь указаниям какого-нибудь "гуру", бездумно маршируем в светлое будущее или перестаём реагировать на происходящее, погружаясь в недра собственной психики, но лишь то, что жизнь человека, который занимается практикой, со временем приобретает яркий, насыщенный, богатый оттенками вкус.

Мир становится шире, приобретает объём, вещность.

И тенденция эта, способность видеть мир свежим и бесконечно разнообразным не заключена в самой медитации (как, впрочем, в любом другом методе внутренней работы). Это качество присуще всем нам без исключения, безотносительно мироощущения, способа практики, вероисповедания, стиля жизни, эта способность - наша изначально, нужно всего лишь извлечь её из пыльного шкафа и - без заззрения совести, без сомнений и колебаний - использовать по назначению.

Дмитрий Дейч
Разместил: Deitch | 20 июля 2011 | Просмотров: 14551 | Комментариев: 74

 (всего голосов: 4)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: Дхармакирти
Всего публикаций: 1
Всего комментариев: 578
Дхармакирти (Участник  1 | 578)  ·  20 июля 2011, 12:05  
Отличная статья - очень практичные и толковые выводы. Но объясняется, на мой взгляд, всё гораздо проще. Если у человека проблемы, он ищет путь и способ их решения. Проблема - это внутреннее противоречие, которое необходимо разрешить, чтобы расти дальше. И само это уже является сильной мотивацией, а именно - достичь освобождения от внутреннего конфликта. Нужно ли говорить, что проблемы вызывают в нас негативные переживания, аффекты, стресс, различные мании и т.п. Т.е. можно с уверенностью сказать, что психика человека находится не в равновесии. И его, - это равновесие, как то надо восстанавливать. Это и есть основная готовность человека к медитации. И ему не нужно много говорить всяких заумностей о том, что такое медитация, как она работает и почему не следует не медетировать. Вот она, проблема - " здесь и сейчас "... Возможно ли ее решить " здесь и сейчас " не сходя с этого места ? Такому человеку остается тока сказать : " Вот, у меня есть способ - и мне это помогло " ... Попробуй и ты... Что ты теряешь ? Хуже все равно не будет "... Ну и да... Тут нет особой веры в чудеса метода, здесь нет убеждения человека с помощью логических аргументов... Достаточным и думаю, главным, основанием для того, чтобы человеку начать медитировать является внутренняя готовность и доверие Мастеру как человеку и как внешний фактор - убежденность, бодрость духа, умиротворенность, чистая радость, искренность и ясность во взгляде у Наставника. И если Наставник реально обладает, всем тем, о чем так мудро говорит и если именно этого нам не хватает в нашем актуальном переживании себя и мира " здесь и сейчас ", то не сходя с места, без всяких заумностей, можно уже приступать к медитации...
Ник: Оксана М
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 1
Оксана М (Участник  0 | 1)  ·  21 июля 2011, 03:03  
Спасибо, Дмитрий. Статья понравилась. Приятно то, что кроме хорошего знания предмета, у вас прекрасно получается излагать и объяснять, наверное опыт преподавания помогает. Мне по роду моей деятельности тоже приходится рассказывать о медитации и о практике, но мне трудно бывает объяснять это.
Ник: st
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 44
st (Участник  0 | 44)  ·  21 июля 2011, 11:19  
Спасибо за статью, Дмитрий.
Очень четко сформулировано... и замечательный стиль изложения.

Хочу отметить, что некоторые начальные результаты описанные в пунктах 1, 2 и 3 я лично получил без медитации - для этого отслеживал свои мотивации, свое настроение, старался максимально осознанно жить каждый день. Регулярно медитацией не занимаюсь, но статья вдохновляет практиковать всерьез. Вдохновляет не обещанными "морковками" (результатами), а больше оттенком того состояния-настроения из которого пишет автор.
Ник: tatty
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 42
tatty (Участник  0 | 42)  ·  21 июля 2011, 11:53  
Спасибо, отличная статья.
Ник: Шмаровоз
Всего публикаций: 3
Всего комментариев: 17
Шмаровоз (Участник  3 | 17)  ·  21 июля 2011, 13:02  
Спасибо!

fellow
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  21 июля 2011, 13:32  
Спасибо, Дмитрий.

С большим интересом слежу за вашими публикациями. Хотелось бы побольше узнать о тайцзи, о стиле, который вы преподаете, о том как выбрать мастера. После вашей прошлой публикации я купил пару книг, сходил на занятие, и мне показалось, что там, где я был, обучают совсем не тому, о чем вы пишете.
Ник: myskoro
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 10
myskoro (Участник  2 | 10)  ·  22 июля 2011, 10:44  
Одна капля практики заменяет океан теории
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  22 июля 2011, 13:15  
есть забавное определение просветленности (по моему у А.Ровнера)
1.Вы заходите в автобус , все нервничают и вы начинаете
2.Вы заходите в автобус, все нервничают а вы нет
3.Вы заходите в автобус и весь автобус успокаивается .

Автор вы на какой стадии просветления ?
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  22 июля 2011, 14:21  
1.Вы заходите в автобус , все нервничают и вы начинаете
2.Вы заходите в автобус, все нервничают а вы нет
3.Вы заходите в автобус и весь автобус успокаивается .

Автор вы на какой стадии просветления ?


Я захожу в автобус и он превращается в самолёт. winked

После вашей прошлой публикации я купил пару книг, сходил на занятие, и мне показалось, что там, где я был, обучают совсем не тому, о чем вы пишете.


Уважаемый Chernovol! Искренне тронут вниманием, которое вы уделяете этим пописушкам, но, как совершенно верно заметил товарищ выше,
Одна капля практики заменяет океан теории
, поэтому я стараюсь о таких вещах не писать, как можно меньше об этом рассуждать, и как можно больше делать. Это к тому, что если вас вдохновил какой бы то ни было материал (мой или нет, не важно), это значит, что в вас (не где-то там, в какой-нибудь книге или на интернет-странице, в вас лично) что-то откликнулось на это, имеется некий изначальный внутренний отклик, который стоит развивать - не читая тексты, конечно, а делая это. Если вам не подошёл один преподаватель, пойдите к другому. Не подошёл этот метод, найдите другой.

Но не думайте, что после одного-двух занятий вы поняли что именно преподаёт тот или иной преподаватель, что происходит в той или иной школе. Позанимайтесь месяц-другой, посмотрите внимательно на учеников, на преподавателя, попробуйте почувствовать в самом ли деле вы хотите остаться тут на более продолжительный срок? Не спешите с оценкой, дайте себе время.

если Наставник реально обладает ... то не сходя с места, без всяких заумностей, можно уже приступать к медитации


Я думаю, уважаемый Дхармакирти, чем бы ни обладал Наставник, медитация - всегда только ваша, лично ваша, имеет значение только то, что происходит с вами лично по мере развития практики. Поэтому, конечно, важно знать, что занимаешься у того человека, который в самом деле способен помочь, но самое главное не это.
Ник: ...0123...0123...
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
...0123...0123... (Участник  0 | 27)  ·  22 июля 2011, 15:21  
4.Вы заходите в автобус, и весь автобус - вы, и вы - весь автобус .

Ни на какой. Что значит - на всех.
Ник: firesword
Всего публикаций: 9
Всего комментариев: 193
firesword (Участник  9 | 193)  ·  23 июля 2011, 22:11  
Сам писал подобную статью, но Ваша настолько убедительна, что я даже в конце своей дал ссылку на Вашу (с сайта http://firesword.ru) А где Вас еще можно почитать?
Ник: ramzes101
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 95
ramzes101 (Участник  0 | 95)  ·  25 июля 2011, 03:48  
Тут помоему вобще никто не понимает что такое медитация:~) включая автора и впервую очередь его.Просто смешно читать эту статью (Дхармакирти привет),Конечно вербально не передать что такое кенсе и т.п. но единственный кто смог наиболее точно на словах донести что есть медитация это Кришнамурти,у него хорошо на этот счет сказано как и про веру и т.д.
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  25 июля 2011, 08:57  
Тут...никто не понимает что такое медитация:~) включая автора и впервую очередь его
Спасибо за истину.

Бенефис. Гудбай, "нулевые"!
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  25 июля 2011, 10:12  
Тут помоему вобще никто не понимает что такое медитация:~) включая автора и впервую очередь его.


А кто понимает?
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  25 июля 2011, 10:15  
......
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  25 июля 2011, 10:22  
Ну, значит и писать об этом не нужно, как автор, кстати, и утверждает. Он и не о медитации как таковой пишет, по-моему, а о чем-то другом. Может быть, о нас с вами. И тут я как раз не готов согласиться с ramzes101. Если автор понимает и способен продеманстрировать в чем разница между состоянием человека медитирующего и не медитирующего, мне лично этого достаточно, чтобы задуматься о том кем лично я хочу быть.
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  25 июля 2011, 10:29  
в чем разница между состоянием человека медитирующего и не медитирующего
?
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  25 июля 2011, 10:41  
А что, разве нет этой разницы - я имею в виду на поверхностном, самом как бы простом уровне? Понятно, что мы все где-то едины и нет разницы между нами, но на уровне личности - ведь разница есть? А для того, чтобы увидеть другие уровни разве не нужно менять себя?
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  25 июля 2011, 10:51  
Посмотрите внимательно на последние семь сообщений и подумайте ещё. Может потом поговорим.
Ник: Chernovol
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Chernovol (Участник  0 | 11)  ·  25 июля 2011, 11:09  
Посмотрел. Внимательно. Подумал.

Первое из семи:

Бенефис. Гудбай, "нулевые"!


Что бы это значило, ......?

Я правда хочу разабраться. winked На вопрос кто понимает, вы ответили
......
Это значит, что вы понимаете? Или это значит, что не понимает никто? Или это значит, что я сам понимаю, но не хочу себе в этом признаться?

Как-то все это слишком расплывчато. Может быть вы понимаете, но я-то нет. Похоже на дзэнские анекдоты, но мне ведь не анекдоты нужны.
Ник: ......
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 41
...... (Участник  0 | 41)  ·  25 июля 2011, 15:38  
Chernovol.
Был задан простой вопрос. Не торопитесь.
С другой стороны вы не обязаны отвечать на него. Ведь правда?
Ник: Andi
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 11
Andi (Участник  0 | 11)  ·  25 июля 2011, 16:50  
По моему, все что касается теории и практики медитации исчерпывающе описано у Каргополова ...
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  25 июля 2011, 19:37  
По моему, все что касается теории и практики медитации исчерпывающе описано у Каргополова


Тут помоему вобще никто не понимает что такое медитация:~) [...] единственный кто смог наиболее точно на словах донести что есть медитация это Кришнамурти


Друзья, я, наверное, недостаточно ясно объяснил зачем этот материал, для кого и по какому случаю он написан.

Это - не текст о медитации.

Здесь нет никакой претензии на исчерпывающее объяснение (да и вообще на какое-то объяснение) того, что есть медитация и даже того, чем она не является.

Я не претендую также на "понимание" предмета (пожалуйста, не нужно сравнивать меня с Кришнамурти, ради Г.Б.) Я не просто "не понимаю" что такое медитация на фоне Кришнамурти, мне даже не хочется задумываться о том как можно было вообще в одном абзаце упомянуть меня и его, когда мы говорим о таких вещах.

Я ни в коем случае не пытаюсь выдать себя за "просветлённого мастера" или просто человека, который пытается при помощи этого текста кого-то чему-то научить.

Здесь я просто делюсь своим опытом объяснения, интерпретации, рассказа, предназначенного не для тех из нас, которые ушли далеко (возможно, гораздо дальше меня самого) по этому пути, а для тех, кто только приступает.

Я преподаю тайцзи-цюань и медитацию не потому, что обладаю какими-то выдающимися способностями или являюсь реализованным учителем, а потому, что мой Мастер, который несомненно является реализованным учителем, попросил меня делать это там, где я нахожусь. Для меня это - вопрос моего собственного обучения, поэтому я с удовольствием делюсь своим опытом со всеми желающими - так же точно, как с большим удовольствием перенимаю чужой опыт.

Вообще, постановка вопроса "тварь ли ты дрожащая или Величайший Духовный Лидер" мне представляется несколько натужной. Судя по тем немногочисленным, но несомненно важным для меня встречам и беседам с людьми, которые пребывают в Дхарме, и ушли настолько далеко, что мы, глядя им вослед, видим лишь силуэты, вопрос "что происходит, когда Просветлённый Учитель входит в автобус" или комментарий в духе "эта тема закрыта таким-то и таким-то, после Освенцима стихи неуместны" - всё это по-моему не имеет прямого отношения к практике. Скорее - напротив - имеет отношение к не-практике.

Так мне это видится - на каком-то первоначальном, интуитивном уровне. smile
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  25 июля 2011, 19:44  
Ну теперь точно жизненный вопрос !!!
Как вы знаете , что силуэты людей ушедших далеко вперед не оказались в тупике ???
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  25 июля 2011, 19:46  
Как вы знаете , что силуэты людей ушедших далеко вперед не оказались в тупике ???


Когда вы видите кошку, даже не задумываясь о том кто или что перед вами, никогда не перепутаете её с зонтиком или швейной машинкой. wink То же и с реализованными учителями. То есть, я думаю, что если такой человек войдёт в автобус, на него вряд ли кто-то обратит внимание - искры из глаз он не пускает (по крайней мере я не видел) и выглядит так же точно, как все. При этом, если обратить внимание не на него даже, а на себя самого, окажется, что ты сам в его присутствии меняешься, будто он носит в кармане кусочек Мироздания, и всякий раз, говоря с ним, ты говоришь со всем миром.
А где Вас еще можно почитать?
Кроме двух текстов, написанных "для внутреннего пользования" нашей школы и лишь по прошествии длительного времени выложенных тут из соображений "вдруг кому-то понадобится", есть ещё несколько текстов выступлений - на конференциях, на конгрессе психологов и даже на слёте молодых музыкантов. Впрочем, все эти тексты по-моему будут гораздо менее интересны широкой публике, поэтому смысла их здесь выкладывать я не вижу.
Он и не о медитации как таковой пишет, по-моему, а о чем-то другом. Может быть, о нас с вами.
Спасибо за протекцию, уважаемый Chernovol. Я действительно в какой-то момент понял, что писать о таких вещах лучше в виде иносказания, не прямо, поэтому пишу художественные книжки, а не книги из серии "Эзотерика и саморазвитие". Хотя, с большим уважением отношусь к попыткам объяснения или научной интерпретации классических текстов. В самом деле, я думаю, что мы вряд ли напишем ещё один "Палийский канон", поэтому, видимо, остаётся писать "о нас с вами".
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  25 июля 2011, 20:06  
Я правильно понимаю , что вы доверяете некоторому внутреннему ощущению при оценке уровня развития человека ?
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  25 июля 2011, 20:15  
Я правильно понимаю , что вы доверяете некоторому внутреннему ощущению при оценке уровня развития человека ?


С опытом ты начинаешь видеть как меняется внутреннее состояние человека - просто глядя на него или даже чувствуя "спинным мозгом", и если этот человек обладает состоянием особенным, ты не можешь ошибаться. Это невозможно подделать.
Ник: Meshok050
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 14
Meshok050 (Участник  0 | 14)  ·  25 июля 2011, 20:34  
Оставим вопрос подделок . Как вы определяете , что состояние другого человека , как то соотноситься с вашей уникальностью ?
Хорошо видеть кошек , зонтики , чужие особые состояния. Но как вы понимаете что это именно ВАШЕ ??
Или берете все , про запас ?
Ник: ...0123...0123...
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 27
...0123...0123... (Участник  0 | 27)  ·  25 июля 2011, 20:39  
Пока взял только одного. Угадайте, кого?
Ник: Deitch
Всего публикаций: 16
Всего комментариев: 39
Deitch (Участник  16 | 39)  ·  25 июля 2011, 20:42  
Как вы определяете , что состояние другого человека , как то соотноситься с вашей уникальностью ?

С какой-такой "моей уникальностью"? no
как вы понимаете что это именно ВАШЕ ??

Я в такие "особые" моменты особенно остро чувствую, что нет ничего МОЕГО winked И это состояние воистину уникально.

Смотрите также:

Никакой медитации не требуется. Если вы знаете, кем вы являетесь, жизнь становится медитацией. Вы говорите – и вы в покое, вы любите – и вы в покое, вы едите или делаете все что угодно – и вы в покое. Это и есть медитация. Это никогда не начинается и никогда не заканчивается. Для другого рода медитации вы крадете какой-то промежуток времени, и тогда медитируете....
Читать далее >>>
Видение того, кто вы на самом деле - разновидность медитации. Ее девиз — УВИДЬТЕ, КТО ЗДЕСЬ. Вот отличительные черты этой медитации, которые вам предлагается опробовать на собственном опыте: Она доступна. Первоначальное видение дает вам способность возобновлять его. В отличие от идей и чувств, это простое видение вы можете иметь, когда более всего в нем нуждаетесь, например, когда вы раздражены...
Читать далее >>>
«Практика впечатлений» не бывает ежедневной и стабильной – по причине прозаической: если каждый день взвинчивать психику до состояния поросячьего визга, какое-то время спустя вы гарантированно окажетесь в больнице. «Практика изменений» не может быть дискретной: вы не можете заниматься тайзцицюань раз в месяц. Такая практика поначалу требует постоянно возобновляемого внимания: каждый день –...
Читать далее >>>
Канадские ученые установили, что люди, практикующие дзен-медитацию, менее чувствительны к боли, нежели те, кто не занимается медитацией вовсе. В эксперименте участвовали 13 человек, имевших опыт не менее 1 000 часов медитативной практики, а также 13 человек, которые никогда не занимались медитацией....
Читать далее >>>
Слово медитация в последнее время прочно вошло в нашу разговорную речь. И даже если не все могут ответить, что это такое и не всем медитация интересна, то слышали о ней большинство людей. Вместе с тем сейчас в слово "медитация" разными людьми вкладывается абсолютно разный смысл и часто эти трактовки могут различаться с точностью до противоположного. Поэтому я хочу описать свое представление о...
Читать далее >>>
Существует мнение, что о будущем думать вовсе не надо, потому что оно еще не наступило, что нужно жить «здесь и сейчас». Однако же, это мнение является чрезвычайно наивным. Знать будущее, разумеется, нельзя, а вот предполагать его – можно. И даже нужно. Иначе становится непонятно, как следует действовать. Надо сказать, что способность хотя бы минимально просчитывать будущее существует у всех...
Читать далее >>>
Существуют разные способы медитировать, и так как медитация это очень личное упражнение, этих способов наверняка больше, чем нам когда-либо станет известно. Паре из них наука уделяет особое внимание. Один из них называется методом Концентрации Внимания (Медитации Памятования). Этот метод заключается в том, что вы целиком сосредотачиваетесь на чем-то одном. Цель такой медитации — направить все...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100