Эзотера > Александр Ом «Уровни всеобщего сознания»

Александр Ом «Уровни всеобщего сознания»


21 марта 2011. Разместил: AlOm
Александр Ом «Уровни всеобщего сознания»Видя на нашей планете невероятное разнообразие живых форм от бактерий, растений, животных и до самого человека, а одновременно обозревая пустоту и безжизненность соседних планет, все-таки как-то трудно однозначно воспринять «одухотворенность Вселенной», о которой постоянно говорится в эзотерике. Это как-то не укладывается в голове.

Подобное недоумение вполне понятно. Действительно, очень трудно соотнести все то, что нас окружает — природу, человека вообще, самого себя и в частности вредного соседа по лестничной плошадке, компьютер на столе, пыль в углу, кастрюлю с борщем на плите, автомобильные пробки в час пик, переполненный вагон метро и т.п., с тем, что все это складывается из атомов и фактически является пустотой на микроуровне.

Также трудно, посмотрев в звездую бездну неба и увидев другую еще более непостижимую пустоту, попытаться каким-то образом вообразить необъятность этого космоса, после чего еще и попробовать найти в этом некий абсолютный смысл. Крыша, действительно, может поехать!

Ну а почему в этом должен быть какой-то смысл? Ведь может быть вполне и так, что это всего лишь случайность и ничего более.

Это достаточно распространенное утверждение и на первый взгляд ему трудно что-либо противопоставить. Но глядя хотя бы на звезды в нашей Галактике, трудно не заметить масштаб этого бушующего океана энергии. С одной стороны, это все же малая часть видимого нами космоса — только 0,4%, а, с другой стороны, это же огромный энергетический ресурс. Задумайтесь! Такое огромное количество энергии просто так? Без всякого смысла? Так не бывает! Кроме того, как мы уже говорили ранее, звезды по всей видимости как раз и являются производителями зачатков душ и благодаря этому вся Вселенная является живой — то есть одухотворенной.

Если бы мы не принимали во внимание того, что все живое потому и живое, поскольку является воплощением определенных душ и такое огромное количество живых организмов вокруг нас (и внутри нас) это лишь малая часть воплощенных в биосфере душ, а в миллиарды раз большее количество находится в невоплощенном состоянии (то есть лишь в материи тонкой), то можно бы было каким-то образом сказать, что это случайность.

Теперь следует обратить внимание на следующую особенность — все воплощенные души находятся на разных стадиях развития. Об этом нам свидетельствуют сами живые организмы на Земле, вернее процесс эволюции их биологического оформления. А теперь необходимо еще учесть и то, что поведение абсолютно каждого из всех живых организмов без исключения характеризуется определенной степенью разумности и целеустремленности - от отдельно взятой примитивной бактерии, которая является частью огромной семьи со своим псевдосоциумом и которая находится в симбиозе с одними организмами и воюет с другими, до какого-нибудь доктора наук или академика, обладающего уже высоким уровнем интеллекта.

Если бы все это было простой случайностью и было лишено определенного смысла, то Вселенная не имела бы права существовать. У нее бы не было для этого никаких оснований! А вокруг нас столько всего! Опять же, если что-то существует, значит в этом есть конкретный смысл и цель. То, что мы этого в большинстве своем не видим и не понимаем, это отдельный вопрос.

Но откуда такая уверенность?

Заметьте, что мы ведь сами без исключения, формируя свое поведение, всегда имеем какую-то конкретную цель или потребность. Никто из нас не делает ничего, что было бы лишено смысла (конечно, при условии, что мы психически здоровы). Даже прежде чем поднять стакан с чаем или пойти в магазин, в нашей голове сначала создается мыслеформа этого действия.

Да, конечно, в поведении каждого из нас большое место занимает неосознанное (в современной психологии считается, что до 95%!). Но прежде чем что-то становится неосознанным, например, навыки или автоматизмы, оно сначала должно пройти через сознание, то есть в какой-то мере быть осознаваемым. А уж если оно нам необходимо для нашей полноценной функциональности, то есть обусловлено нашей жизненной потребностью, то тем более.

Даже если художник-авангардист рисует, по нашему мнению, лишенную какого бы то ни было смысла абстракцию, то по его мнению он таким образом как минимум самовыражается. Пусть его способ самовыражения совершенно непонятен окружающим, но для художника это если и не некий творческий акт, то, по крайней мере, способ привлечь к себе внимание других — и в этом также видится некая конкретная цель, а значит, и определенный смысл.

Впрочем, несмотря на то, что пока наука только у человека видит сознание, а у животных и птиц лишь инстинкты, все же их поведение также в высокой степени целенаправленно, а значит разумно. Каждое их действие может быть лишено высокоосознанной оценки, как это может происходить у человека, поскольку доля инстинктивных (или другими словами отшлифованных опытом выживания) программ, о которых специально нет необходимости думать, у них значительно выше, чем у человека, но вместе с тем, хоть каждое их действие естественно, все же оно достаточно осмысленно.

Говоря «осмысленно», я имею в виду то, что они также обладают определенным уровнем сознания.

Сознанием? Вы не ошибаетесь?

Понимаю ваше сомнение. Да, конечно, оно очень и очень отличается от того уровня, каким обладаем уже мы. Но оно прежде всего зависит от уровня биологического развития и, как минимум, нервной системы каждого отдельно взятого вида. То есть необходимо говорить не о его наличии или отстутствии, а об его уровне развитости.

Все же это как-то не укладывается в голове, тем более, что наличие сознания наука допускает пока что только у человека.

Да, сознание по мнению большинства современных ученых это способность только человеческой психики. Остальные обитатели планеты по мнению большинства ученых обладают не более чем определенной степенью разумности. Напомню, что обычно под сознанием мы понимаем прежде всего осмысленное адекватное отражение реальной действительности и включаем в него также такое его свойство, как самосознание. Часто в психологии и в философии оно даже отождествляется с сознанием.

При этом обычно не учитывается следующая очень важная особенность — сознание (человека или какого-нибудь животного) прежде всего занято переработкой информации извне, а этот процесс невозможен без органов восприятия — зрения, слуха, ощущения, обоняния, вкусовых способностей. Это единственный способ получения информации. Без этого сознание, как таковое, невозможно. Поскольку животные и птицы также имеют органы восприятия и таким образом, как и человек, вполне адекватно отражают окружающую действительность, то это значит, что и они, и мы обладаем изначальным уровнем сознания, который можно бы назвать базовым.

Мало того, этот уровень базового сознания в живой природе достаточно хорошо развит. Он во многих случаях даже более развит, чем у человека. Это не только обостренное обаняние, слух или зрение, но и способность многих животных видеть инфракрасное и тепловое излучение, тонкоматериальные и энергетические структуры организмов и т.п.

Но почему именно сознание?

Заметьте, что большинство животных и птиц прекрасно ориентируется в собственной среде обитания; достаточно хорошо распознает членов своего социума и свое иерархическое положение в нем; своих ближайших врагов; проявляет симпатию и антипатию по отношению к другим животным и не всегда только своего социума; демонстрирует не только супружеские и родительские чувства, но даже альтруизм по отношению к членам чужего социума и многое другое, до недавнего времени считавшееся только «человеческим» и присущее только человеку. Даже так называемая «орудийная деятельность» животных встречается намного чаще, чем это считалось до сих пор. Мало того, птицы и животные часто ведут себя как неплохие архитекторы и отличные мастеровые. Например, как бы это не казалось странным, но не каждый из нас способен построить обычное птичье гнездо. А некоторые гнезда это настоящие произведения искусства и не всякая веточка используется в его строительстве. Тут важна особая кривизна, толщина, вид древесины, способ укладывания и т.п.

А чтобы соорудить такую плотину, какую строят бобры, нам необходимо бы было закончить как миниму соответствующие курсы. А они используют перепады местности, особым способом укладывают срезанные деревья, регулируют уровень воды и т.п.

В конце двадцатого века начались проводиться целенаправленные исследования рассудочной деятельности многих видов животных и птиц, которые показали, что степень разумного у многих из них не просто имеется, а она достаточно высока, и не только у приматов или дельфинов, а у многих птиц и млекопитающих, у которых мы ранее не подозревали даже элементарной степени разумности.

Конечно, их разумность обусловлена прежде всего их функциональностью в среде обитания и необходимостью решать жизненно важные задачи, присущие каждому из них. Понятно, что они не мечтают о полетах на Марс и не пишут стихов, но вот какие намерения может иметь хищник, который хорошо им известен и который уже может находиться на опасном от них расстоянии или то, что недоминирующему самцу нравится самка, которая ему не принадлежит, но к которой он все равно питает какие-то симпатии, они уже вполне осознают, и, мало того, вынуждены определенным образом достраивать свое поведение к определенной ситуации. Иначе говоря, они каким-то образом об этом размышляют. Если раньше мы на это не обращали никакого внимания, то сейчас для этологов и зоопсихологов это уже не секрет и они об этом уже достаточно громко заявляют.

Мало того, очень многие животные обладают таким свойством психики, как аналитическое мышление и даже зачатки абстрактного мышления. Проявляется это не только, по нашему мнению, у высокоразвитых животных, а даже у таких, у которых мы этого вообще никогда бы не подозревали, например у моллюсков — осьминогов и кальмаров. Как вы думаете, уровень интеллекта каких животных по мнению ихтиологов сравним с интеллектом осьминогов?

Четвероногих?

Да, но уровень интеллектуального развития четвероногих очень разнообразен. Короче говоря, осьминог по своему интеллекту не только не уступает собаке, но в какой-то степени даже превышает ее.

Мы пока еще очень и очень недооцениваем менталитет и уровень интеллекта животных.

Таким образом, сознанием в его базовой форме уже обладают все животные, у которых имеются органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание. Благодаря им мозг животного воспринимает информацию извне. Если есть органы восприятия, значит есть и осознавание поступающей информации.

Но, все же, почему сознание, а не, например, просто рассудочная деятельность?

Вообще-то, мы относим сознание только к человеку лишь в силу устоявшихся воззрений. В научном мире по ряду причин стараются избегать распространения этого понятия на живую природу.

Прошу заметить, что само слово «сознание» говорит нам о том, что в душе организма (человеческого или животного) происходит процесс переработки определенной информации, то есть ее осознавание. Поскольку главное для каждого животного это выжить и прокормиться за счет других, то естественно, что их процесс осознавания занимается прежде всего переработкой жизненно важной для них информации, которая поступает прежде всего извне. Другими словами, в сознании животного уже есть определенное осознавание того, что происходит в его окружении.

Следует также учесть, что сознание это не только отражение информации, поступающей извне, это еще и соответствующая реакция на то, что происходит вокруг животного. И если то или иное животное адекватно реагирует на внешние раздражители, значит происходит адекватное осознавание ситуации, а в результате стремление избегать опасных для жизни факторов или, наоборот, стремление к положительным.

Таким образом, как видим, на основе базового сознания в определенный момент биологического развития живых форм формируется следующий более высокий уровень сознания - операционное сознание. Ему свойственно уже аналитическое мышление, позволяющее предвидеть возможный сценарий развития ситуации, например, во время охоты на жертву, когда одни хищники гонят ее прямо на засаду, в которой уже заранее укрывается другой хищник. Заметьте, что место засады продумывается и выбирается также заранее. В подобной охоте у каждого члена своя роль. Они не проводят рекогносцировки местности, не чертят на песке плана действий и уж тем более не переговариваются между собой по коротковолновке. То, каким образом они устанавливают роли и договариваются о том, что и когда будут делать, мы не знаем, но фактом является то, что план и сценарий охоты продумывается заранее и часто корректируется с учетом возникших непредвиденных обстоятельств.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что некоторые проявления разумного у животных даже превышают человеческие. Например, канадские сойки или белки обладают просто феноменальной памятью. Они способны запоминать сотни и даже тысячи (!) мест, в которых несколько месяцев назад спрятали какой-нибудь корм. Кто из нас может похвастаться такой памятью? При том, возвращаясь к своим запасам через несколько месяцев, они обычно посещают только свои места, а не своего соседа, с которым одновременно делали запасы.

Если уж мы говорим о сойках, то хочется отметить еще и другие их интеллектуальные способности. Например, исследования орнитологов показывают, что они запоминают более сложную информацию не только о том, где спрятана пища, но также, какая она и когда это произошло. В одном из экспериментов английских орнитологов сойкам давали запасать два вида корма: орехи и мучных червей. Оказалось, что при испытании через 4 часа они одинаково точно и активно искали оба вида запасов, а вот через 104 часа искали только орехи и не подлетали к кладовкам с продуктом, срок годности которого (по их мнению) уже истек. Ученые такого рода познавательные способности относят к так называемой «памяти на эпизоды». А вообще-то, такой вид памяти до недавнего времени считался прерогативой только человека. Это весьма примечательно, поскольку, как видно, ученые сами постепенно приходят к выводу о том, что между мышлением человека и мышлением животного все же нет такой пропасти, как считалось до недавнего времени, а значит, то же самое можно говорить и о сознании.

То, что определенной степенью разумного могут обладать животные и птицы, мы как-то еще можем воспринять, а вот что поведение насекомых может быть разумным, это уже нам воспринять сложно. Но то, что они тоже обладают интеллектом, это также уже факт. При том, заметьте, что последние не обладают такой развитой нервной системой, какая имеется у позвоночных.

Муравьи, например, это целая цивилизация, со своими нормами и правилами поведения не только для социума самих муравьев, но и всех других насекомых, обитающих на огромной территории, контролируемой муравьями — до нескольких гектаров. Исследования показывают, что другие насекомые, которых также огромная масса, если хотят жить в содружестве с муравьями, вынуждены соблюдать правила и нормы поведения, «установленные» ими, иначе будут уничтожены, а значит они их хорошо осознают и многие из них быстро им учатся.

Впрочем то, о чем говорят этологи, многие из нас на бытовом уровне сами ежедневно могут наблюдать, а тем более те, у кого есть домашние животные, например, кошки или собаки. Они являются живым примером высокоразвитых существ — каждое из которых обладает своей индивидуальностью, характером, привычками, темпераментом, эмоциональностью и т.д. Это, конечно, удивительно, но их поведение в высшей степени осознанно и ведут они себя далеко не как живые роботы.

Вообще-то, если кто-то хочет более подробно об этом почитать, то я бы порекомендовал работы этологов Ж.И. Резниковой, З.А. Зориной и И.И. Полетаевой.

Одним словом, животные и птицы это наши меньшие собратья не просто по разуму, а по сознанию, хотя мы этого в большинстве своем еще не хотим открыто признать.

Если они также обладают сознанием, пусть базовым, то как тогда охарактеризовать человеческое сознание? В чем его основное отличие?

То, что человеческое сознание намного более развито, чем сознание того или иного животного, никому не нужно доказывать. Это и так понятно. Благодаря ему мы научились не только добывать огонь, но и буквально материализовать свои замыслы. В результате мы имеем уже достаточно высокий уровень цивилизации с компьютерами на каждом столе, интернетом, полетами в околоземный космос и т.п. Вопрос ведь не в том, обладают ли животные тоже сознанием, а в том, каково оно?

Вместе с тем кроме многих высокоразвитых характеристик нашей психики, таких как воображение, аналитическое мышление, способность фантазировать и т.д., человеческое сознание имеет уже такое развитое свойство, как самосознание. Это очень важный аспект духовного развития, поскольку на этом этапе мы уже в состоянии как бы со стороны наблюдать за самим процессом осознавания и, что самое главное — анализировать этот процесс. На животном уровне самосознание у многих также имеется, но оно находится еще в зачаточном состоянии и в большинстве случаев проявляется неосознанно для его обладателя.

Что вы имеете в виду, говоря «неосознанно»?

Если на человеческом уровне развития каждый из нас не просто сознательно ощущает свою индивидуальность, но еще и способен наблюдать за тем, как протекает сам процесс осознавания, то животное, хоть может еще и не акцентирует внимания на своей самости, то наверняка отдает себе отчет в том, где оно находится, что делает, с кем пребывает, от кого убегает или за кем гонится. Оно скорее всего не говорит само себе, что мое «я», мол, ощущает боль или что вот моему «я» сейчас хочется есть, а непосредственно переживает боль или голод. Как раз это и протекает неосознанно, иначе говоря, наблюдение за собой со стороны еще не осуществляется на таком уровне, на каком это может происходить у человека. Впрочем, у обычного человека в поведении также очень много рефлекторного и мы не всегда говорим себе, что вот мое «я» сейчас идет в магазин или «оно» сейчас ссорится с соседом по площадке. Мы обычно идем в магазин и заняты своими мыслями или когда ссоримся, то подбираем соответствующие слова, а наше ощущение собственного «я» отходит на второй план.

То есть человек часто также не акцентирует на этом внимания, но в отличие от животного может этот процесс фиксировать в своем сознании и, как бы абстрагируясь от переживания непосредственного ощущения, наблюдать за самим процессом переживания ощущения. По всей видимости многим животным это совершенно не нужно, но, с другой стороны, хочется еще раз подчеркнуть то, что они отлично осознают себя в окружающей обстановке, хотя в большинстве своем они не обращают никакого внимания на собственное отражение в зеркале, то есть не идентифицируют себя с этим отражением настолько, насколько мы это уже делаем и насколько это для нас важно. У них, по всей видимости, нет такой потребности. Мы же уже обладаем такой внутренней потребностью самоосознавания и поэтому из всего процесса сознавания умеем осознанно вычленять и абстрагировать себя на фоне различных собственных ощущений, потребностей и окружающей действительности.

Так что, как видим, биологические организмы это не только воплощенные души. Многие из них уже обладают определенной первичной формой сознания и чем выше уровень развития души, тем выше степень осознавания. То есть, у какого-то вида живого оно еще находится на базовом уровне и хотя окружающая действительность им воспринимается, но аналитический анализ еще не происходит таким образом, чтобы можно было говорить о более высоком уровне мышления.

У других, в свою очередь, уже вырабатывается более высокая форма сознания - операционная - и в их душе уже происходит интенсивная аналитическая мыследеятельность, что и формирует более разумное гибкое поведение, позволяющее более детально оценить ту или иную ситуацию и еще лучше приспособиться к ней.

Так что еще раз хочется подчеркнуть, что отличие человеческого сознания от сознания животных состоит не только в том, что человек обладает более высокой степенью аналитического мышления, но и тем, что человек обладает уже достаточно высоким уровнем самосознания. И если то или иное животное само себя также каким-то образом осознает - то есть понимает, что именно оно чувствует голод, оно ощущает половое влечение к самке (самцу) или страх перед хищником - то видимо еще не восклицает громко «я» (впрочем, если даже и восклицает, то мы этого и так не понимаем) или же не придает этому такого значения, как это может происходить у человека.

С другой стороны, исследования показывают, что несмотря на то, что все мы узнаем себя в зеркале и даже часами можем любоваться собственным отражением (что ученые считают основным критерием для оценки наличия самосознания) и чуть ли не каждую фразу начинаем с пресловутого «Я», то часто так выражается всего лишь наше Эго, которое проявляется, опять же, неосознанно для нас.

Какова же тогда роль самосознания? Что оно дает?

Оно постепенно создает «наблюдателя», который позволяет не только абстрагироваться и как бы со стороны следить за формированием собственного поведения и критически оценивать его внутренние механизмы, реакции, поступки и т.п., но оно позволяет познавать качество самого себя - то есть не «Кто я?», а «Какой я?». В определенный момент духовного развития оно способно оценивать уровень собственного совершенства и даже корректировать процесс самосовершенствования. Именно это является главным!

Таким образом, различные формы сознания (базовое, аналитическое и самосознание) являются основой для следующего высшего уровня – абстрактного сознания или иначе говоря надсознания.

Благодаря ему мы уже способны абстрагироваться от проявленного плотного мира и начать мыслить о том, чего не фиксируют наши органы восприятия и что ими не воспринимается непосредственным образом, например, создавать поэтический образ, размышлять о тонкой материи или о Божественном, не видя ни того, ни другого, но понимая, что это каким-то образом существует, хоть и в сфере тонкого.

Основным преимуществом абстрактного мышления является то, что оно позволяет посредством одних лишь умозаключений «заметить» присутствие непроявленного, а в определенный момент «открыть» для себя Высшее начало и таким образом «увидеть» То, к чему мы все интуитивно так стремимся.

Итак, несмотря на то, что современная наука пока что подразумевает наличие сознания только у человека, следует признать, что абсолютно все животные обладают оределенной формой сознания – пока еще базовой, аналитической, первичной формой самосознания, а в некоторых случаях даже зачатками абстрактного. Главное отличие нас от мира животных заключается в том, что мы в процессе абстрактного мышления начинаем открыто задавать себе вопросы, касающиеся не только смысла всего происходящего вокруг, а абсолютного смысла нашей жизни вообще.

Поэтому не наличие сознания, а развитое самосознание с «наблюдателем», а также развитое абстрактное мышление надсознания выделяют нас из мира животных.

Когда же наш «наблюдатель» по настоящему откроет нам глаза, то становится явно видно Его наличие и Его присутствие во всем, что нас окружает. Тогда трудно будет не понять Бориса Гребенщикова, поющего: «Я не могу оторвать глаз от Тебя».

Тогда в определенный момент в некоторых из нас происходит кульминация и количественные накопления предыдущего опыта души приобретают новое качество – происходит метаморфоза. Душа прозревает. Начинается процесс сознательного самосовершенствования. Тогда же начинается и поиск абсолютного смысла существования человека. От него остается уже один шаг к Нему, поскольку когда душа достигает необходимого совершенства, она уже не возвращается на Землю и не воплощается в плотном, а продолжает существовать лишь на более высоких тонких уровнях мироздания.

А до этого душа каждого из нас самостоятельно должна пройти весь путь эволюционного развития - как биологического оформления, так и духовного созревания. Этот путь достаточно долог и начался он еще задолго до появления человеческого облика. Мы его проходим не одну жизнь и, что главное, не вслепую. Каждая наша жизнь достаточно остро нами переживается, а значит, и осознается. Так что сознание это не просто один из инструментов высокоразвитой души – это свойство живого вообще, которое, как видим, очень и очень разнообразно.

Адександр Ом
Фрагмент из книги «Разговор со скептиком»


P.S.
Автор не против использования вышеупомянутых идей в качестве ссылок, но напоминает об авторских правах, то есть о том, что в ссылках следует также упоминать имя автора.