Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Чем отличается их дао от нашего смысла жизни

| Еще
В издательстве «Феория» недавно вышел новый перевод «Дао дэ цзин» — этой библии даосизма, одной из самых красивых и непонятных из когда-либо написанных книг. Возможно, самый тщательный из бесчисленных ее переводов осуществил Владимир Малявин, известный китаист, переводчик и толкователь китайской мудрости, много лет курсирующий между Тайванем, Гарвардом, Сорбонной, Тибетом и Москвой. Корреспондент «РР» смиренно обратился к учителю за наставлениями.

Владимир Малявин

- «Дао дэ цзин» — я даже перевести это не могу! Иероглифы многозначны, и каждый переводчик трактует их по-своему…

- Я перевожу: «Книга о пути жизни». Так хоть немного становится понятно, о каком пути идет речь. Обычно европейцы подходят к этой книге со своими европейскими понятиями. Они уже знают, о чем в ней сказано, их этому научили на философском факультете. Они находят словарные значения иероглифов, соотносят их со своими знаниями и лепят какую-нибудь диссертацию о метафизике Лао-цзы, этике Лао-цзы, гносеологии Лао-цзы. Конечно, все это не имеет отношения к реальности.

- Мне запомнилась даосская притча из переведенного вами «Чжуан-цзы»: колесник, придя к императору Поднебесной и увидев, что тот читает какую-то древнюю книгу, удивляется — это же всего лишь шелуха душ давно умерших людей, какое отношение она имеет к подлинному, невыразимому в словах знанию? Зачем же тогда переводить «Дао дэ цзин»?

- Притча о колеснике говорит, что правда дана нам как живой опыт. Истина не в словах, ее нельзя объективировать в понятиях, потому что они оторваны от живого опыта. Сила и жизненность китайской цивилизации в том и состоят, что она имеет огромный пласт практик, обращающих человека к переживанию жизни как она есть. Китайская традиция учит людей жить живым опытом.

1


В европейских книгах часто пишут, что в Китае не было какой-то одной ведущей доктрины, идеологии, которая бы подминала под себя остальную культуру. В Китае ведущей силой была традиция, точнее, ее символы, настраивающие людей на непосредственный опыт переживания жизни. Этот опыт дан нам прежде любых слов и понятий, прежде рефлексии.

Существует уровень опыта и коммуникации, который китайцы называют «следование» — спонтанным метаморфозам и переменам в жизни. Вживание в него требует повышения духовной чувствительности, обострения сознания. До того как мы открыли рот, мы уже вступили в коммуникацию и немало узнали друг о друге. Китайцы учат нас жить этим опытом — хотя бы потому, что он более правдив, чем все наши попытки доказать свою правоту при помощи словесных хитросплетений.

Так вот, связать текст с этим опытом и есть главная задача переводчика, да и читателя «Дао дэ цзин». Мне в этом помогает принадлежность к одной из школ тай-цзи цюань. Вы, быть может, знаете, что тай-цзи — не просто оздоровительная гимнастика, но прежде всего очень эффективная форма медитации.

Линия передачи живого опыта от учителя к ученику формирует особый тип социальности — школы. В Китае, Корее, Тибете и Японии это единственный тип социальности, обеспечивающий преемственность знаний. Если вы хотите заниматься, например, буддизмом, вы обязательно должны принадлежать к какой-то школе. Это социальность родового типа, школа подобна семье. Именно школы обеспечивают преемственность духовной чувствительности, которая может дать живой опыт жизни.

- И вы ученик одной из таких школ?

- Конечно. Ведь заниматься даосским путем вне школы — несерьезно. Как китаист, я обязан полностью отвечать за то, что пишу. Моего учителя зовут Линь Алун. Это учитель современного типа, он не требует особого поклонения и строгого соблюдения формальностей, но почти все обучение основано на особом личном молчаливом контакте с учителем.

Школа открыла мне особую социальность, близкую, кстати, к той, которую дает философия постмодерна. Самый яркий пример — «Неописуемое сообщество» Мориса Бланшо и «Непроизводящее сообщество» Жан-Люка Нанси.

Представьте себе общество влюбленных, открывающих для себя инаковость бытия, его тайную сторону. Если вы когда-нибудь были реально влюблены — хотя с мужчинами до сорока лет это редко случается, — тогда вы понимаете, что любовь освобождает, вы свободно творите мир и себя. Существует «потустороннее» измерение любви, как и власти, творчества. Как говорил Гегель, «источник власти находится в потустороннем мире». Тот, кто хочет иметь власть, опираясь только на технические, мирские средства — как большевики, — получит анархию и пугачевщину.

- А не делает ли принадлежность к определенной школе вас пристрастным?

- Этикет запрещает публичные дискуссии между школами. Выяснить, кто прав, можно разве что сойдясь в поединке. Вы просто варитесь во внутреннем кругу школы и воспроизводите то, чему вас учат.

Тай-цзи, которая известна в России, — это низшая форма, точнее, подготовительные классы. Нормативные движения, которые разучиваются, — это что-то вроде азбуки. А в дальнейшем обучении речь идет о таком усилии расслабления, которое порождает необыкновенную просветленность сознания, позволяющую вступать в живой контакт с реальностью. Просветленное сознание — это сознание, доведенное до предела, которое видит жизнь как она есть.

2


Помните, как Нео побеждает Матрицу? Если Матрице нужно какое-то время на обработку информации, то Нео, обучаясь ушу, достигает такого полного непосредственного контакта с реальностью, что может уклониться от летящей пули. Это, кстати, умели делать и китайские мастера тай-цзи. В этом состоянии нет отдельных Нео и пули, субъекта и объекта — разделения на Я и не-Я.

- Что-то верится с трудом.

- Мой учитель говорит: мы же верим только в то, что можем делать мы сами. И вообще, не верить намного проще, чем верить. Вера — накладное дело, нужно отнестись к жизни серьезно, появляется долг.

У нас, кстати, похожее состояние тоже иногда возникает в минуту смертельной опасности — когда вышибает пробки рефлексии, когда мы забываем про себялюбие и самосознание, про вопрос «А что мне за это будет?». Если вы можете переступить через все это, вы обретаете способность непосредственного мгновенного контакта с миром, упреждающего все явления, как внешние, так и внутренние, то есть вы рабо­таете на уровне семян явлений. Это и есть царство божие, которое, как сказано, внутри нас — в него можно войти, если вернуться к этому чистому восприятию мира.

- А правда, что даосы в своей «внутренней алхимии» как-то соединяют дух, сознание с телесными энергиями и получают «бессмертный зародыш».

- Эти книги написаны для учеников, а не для того, чтобы что-то доказать. Вне школы их бессмысленно обсуждать. В жизни нет противопоставления материи и сознания — оно возникает, только когда вы выделили свое Я, противопоставив его объектам. Вы сами не позволяете миру быть целостным в своей спонтанности, а если отпустите его, не надо будет ничего со­единять. А не устранив это разделение, вы никогда их не соедините.

- И все же, если я правильно понимаю, даосы ищут не просто высшего уровня сознания, а бессмертия. Стремитесь ли вы к бессмертию и как вы его понимаете?

- Для меня бессмертие — это возвращение к первородству бытия. Вы воспроизводитесь в доличностном, родовом состоянии. Через вас как бы возвращается в мир родоначальник школы. Вы становитесь частью вечной преемственности духа. Это свобода от себя, от личности, когда вы выясняете, что вас нет, а есть лишь бытие.

Я понимаю, вам это не слишком нравится, потому что вы поглощены вашим индивидуальным бытием, вам жалко себя.

- Естественно…

- А вы, значит, хотите вечного продолжения вашего личного бытия — но это же как у Достоевского: вечно сидеть в избе и пить чай с тараканами. От этого же повеситься хочется! Рай — это вовсе не вечное дление себя, а вечное самообновление, вечная преемственность.

Кстати, я одновременно считаю себя христианином, хотя и не воцерковленным. Для меня главный завет христианства: ищите царствия небесного, а остальное приложится.

- Как же вам удается сочетать западное и восточное видение мира?

- Гармонично это не может сочетаться, но личность всегда вырастает на гранях, в разрывах гармонии. В мире предустановленной гармонии Лейбница невозможна свобода. С христианской точки зрения это ад. Зато с китайской точки зрения это как раз свобода — мир гармонии, меры, живого роста, — недаром Лейбниц был таким синофилом. Сравните это с апокалиптической свободой русского человека: русский вариант свободы — это отрицание всего, любых правил и норм. Для китайца же никакой свободы тут нет: сколько ни отрицай, что дважды два четыре, реальность не изменится.

3


Я, как русский человек, вовсе не лишен внутренних разрывов, но именно в них я обретаю личностную свободу, выбор. Представление о внутренней цельности личности — иллюзия, основанная на иллюзорной идентичности, образе самого себя. Этот образ — фантом, который душит вас и повелевает вами. И человек всю жизнь служит ему по принципу «назвался груздем — полезай в кузов».

- Мы еще цепляемся за идентичность, потому что она нам помогает как-то преодолевать свои низменные побуждения. А даосы так превозносят естественность — как же им удается справляться с собой?

- Сладок только запретный плод. Чем меньше вокруг запретов, тем меньше человеку, оказывается, надо. Главный тезис Лао-цзы в том и состоит: мы потому такие звери, что в нас столько социальных условностей. Доверяйте жизни, предоставьте человека самому себе — и им будет руководить сердце.

- У китайцев не меньше запретов и условностей, чем у нас.

- Обычный китаец не читает «Дао дэ цзин», ему наплевать на философию. Он любит Америку и западные побрякушки, но само поле китайской культуры, в которое он погружен, невольно побуждает его следовать даосским установкам.

- А за счет чего это поле такое живучее? Кажется, не было в истории другой культуры, столь же долго сохраняющей преемственность.

- Китайский секрет в очень честном и вдумчивом отношении к жизни. Это отношение основано на доверии к ней и полном принятии происходящего. Если у нас каждый «глядит в Напо­леоны», то китаец вполне доволен участью маленького человека: у него гораздо сильнее родовое и ролевое сознание. На него не дейст­вуют идеи демократии и вообще никакие идеи. Потому что китайская цивилизация ориентирована не на познание «объективной истины», а на эффективность человеческого общения. Для них истина — это сообщительность, то, что их соединяет, а не то, что написано в учебнике логики. Именно поэтому нельзя опротестовывать власть КПК — потому что она объединяет всех китайцев.

Очень сложно европейцу понять Китай. Потому что очень сложно отказаться от себя и следовать другому. Они гедонисты, а не бунтари. Против чего бунтовать? Против жизни, что ли? Против целого, частью которого ты являешься?

- Получается, никакие западные штучки не способны модернизировать традиционную китайскую ментальность?

- Да, я не верю в вестернизацию Китая. Половина Китая ездит на автомобилях, смотрит DVD, но, вообще, они невосприимчивы к западному яду. Советский Союз развалили песни «Битлз» и «Роллинг стоунз» — я и сам когда-то все их наизусть знал. А на их сознание это не действует. Есть, конечно, и «западные китайцы», например в Гонконге, и некоторые китаисты считают, что они завалят старый Китай. Но пока что-то не заваливают.

- А китайцы задумываются о смысле жизни, боге и прочих вечных вопросах?

- Очень мало. Они считают, что надо делать свое дело, а не «агитировать за советскую власть» и учить друг друга, как надо жить.

Есть два представления о боге — персоналистский бог монотеистических религий и пантеистский бог Юго-Восточной Азии, проявляющий себя повсюду, как спонтанность бытия, как податель жизни, как сама наша природа.

- Получается, китаец — это такой спонтанный даос, который ничего не знает о важности доверия к жизни, но интуитивно ей доверяет. Ну а настоящий практикующий даос — что его отличает от простого смертного?

- Даос — это человек-ангел, своего рода супермен. Но если западный супермен — это идиот с большими мышцами, то сила даоса имеет духовную природу. Тай-цзи учит не быть агрессивным, а быть чувствительным. Соединение расслабления и сосредоточенности в тай-цзи позволяет достичь особой запредельной естественности и простоты. Ничего нет проще того, что они делают, — отсюда их ирония. Они же все время смеются, потому что самым сложным оказывается самое простое.

Даосский мудрец неуязвим, потому что в нем нет самоидентичности, нет Я, которое может умереть. Отсутствие Я и дает бессмертие. Вы становитесь вечным младенцем, вкушающим полноту бытия. Это и есть счастье, которое всем нам знакомо, потому что так мы жили в материнской утробе. Даосы стремятся вновь вернуться в «утробное состояние». Фрейд считал это детским фантазмом, но я не понимаю, что в этом иллюзорного. По-моему, иллюзорное бытие — это как раз жить, как хочет «дядя».

- Конечно, если Я нет, то и умирать не страшно — знаете, как в песенке поется: «Если у вас нету тети, ее вам не потерять, и если вы не живете, то вам и не умирать».

- Вам хочется не просто жить, а жить подлинной жизнью. Но пока вы кто-то, вы никакой подлинной радости не получите. Настоящий человек — это безмерность.

- Страдания тоже хороши по-своему — все-таки ценные экзистенциальные ощущения, тоже помогают почувствовать себя живым и побуждают что-то делать, развиваться. Западный индивидуализм дает энергию, чтобы творить, ему мы обязаны своими главными достижениями — наукой и цивилизацией.

- Я люблю Европу, я много жил там, я европеец. Но нельзя не видеть, что Европа лицемерна и пуста. А для России характерны две вещи: здесь очень яркие, сильные личности и царствует насилие, неприкрытое европейским политесом. А насилие — это роспись в собственном бессилии. Там, где вы не можете ничего разрешить, вам остается только дать кулаком в харю. Знаменитая русская манера не ценить и не жалеть людей — это внешнее проявление нашего внутреннего мира.

Впрочем, ради бога, если вы всем довольны, живите как знаете!

- Да не то чтобы я был всем доволен…

- Чего же вы недовольны?

- Когда я засыпаю, я всем доволен, но я не хочу жить во сне, хотя за бодрствование иногда приходится платить болью.

- Жизнь европейской личности, которая непрерывно сама себя обманывает, и есть сон! Вам же еще Фрейд все объяснил: вы живете в мире своих фантазмов, как дети, а считаете, что живете сознательной жизнью. Если вы серьезный человек, то первое, что вы должны понять, — это что вы ноль и все ваши представления о своем я — самообман. А дальше ищите настоящую школу и начинайте работать над собой реально, а не придуманно.

- Для начала все же хотелось бы узнать, что такое дао и дэ?

- Дэ — это внутреннее совершенство в вас, которое побуждает вас ставить перед собой невозможные задачи. Такими они и должны быть — потому что мы должны жить на пределе своих возможностей. Дэ — это первозданная сила жизни. Когда ребенок бежит к цветку — это дэ, или когда вы очень увлечены, очарованы чем-то, или когда на вас произвел большое впечатление человек, с которым вы не обменялись и словом. Дэ — это сама жизнь, не затемненная мудрствованием.

- А дао?

- Вы Нео, и на вас летит пуля. Представьте себе, что вы перманентно находитесь в этом состоянии, вот тогда вы будете в дао. И это, между прочим, восхитительно. Живите так!

- Как следует читать «Дао дэ цзин», чтобы понять хоть что-то?

- Прежде всего надо честно относиться к жизни, а это значит попытаться освободиться от власти своего иллюзорного Я — это вам скажет любой проповедник любой религии.

Текст «Дао дэ цзин» аннулирует сам себя. Слова сжигают сами себя, они существуют для того, чтобы освободить наш умишко от этих знаков и вернуться к чистому переживанию жизни. Этот текст надо читать так, как будто вы не читаете, а занимаетесь тай-цзи цюань. Тогда вы общаетесь с мудрецами древности, с самим Лао-цзы.

- А что, Лао-цзы и вправду реальный человек, к которому Конфуций приходил за наставлениями и который отбыл в неизвестном направлении, оставив «Дао дэ цзин» начальнику заставы?

- Легенды есть легенды, это социальный фантазм, и подходить к ним с критерием какой-то фактической достоверности изначально неправильно. «Дао дэ цзин» писался в эпоху, когда не было автора, который мог сесть и отстучать на машинке текст книги. Но это и не череда индивидуальных добавлений разных авторов. Это очень важный момент: книга, то есть канон, это постепенное проявление просветленного сознания. Рассматривать ее как череду индивидуальных вкладов, как это часто делается, значит лишить себя возможности ее понимания. Поэтому возможности академической филологии тут очень ограниченны, хотя, безусловно, она нужна. Для того чтобы вернуться к чистому опыту, надо пройти через дебри академической текстологии, и я сделал это. Но я знаю людей, которые всю жизнь занимаются академическими бирюльками, споря о том, где какой иероглиф стоит, а дело-то совсем не в этом!

Уже в древности школа Лао-цзы была маргинальной. Эта инаковость не рассчитана на ширпотреб, уже современники говорили о Лао-цзы, что он мудрый, но толку от его учения нет и понять его невозможно. Поэтому, по преданию, когда начальник заставы просит его оставить человечеству книгу, он, понимая, что человечество не оценит и не поймет эту книгу, все же пишет ее. Это жертва, жест высшей любви.

- Как же столь темная и эзотерическая книга стала такой популярной?

- Потому что она открывает первозданную силу жизни, правду жизни, как и Евангелия.


Беседовал: Андрей Константинов
Фотографии: Алексей Майшев для «РР»; Leemage/Fotolink
Русский Репортёр
Разместил: Lotos | 22 февраля 2011 | Просмотров: 9436 | Комментариев: 24

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  22 февраля 2011, 15:08  
Обожаю "Дао Дэ цзин"! Малявин прав. Когда читаешь Лао Цзы (и Чжуан Цзы), такое ощущение, что общаешься с ними самими. Настолько просто и понятно то, что они говорят. Но честно говоря, если для меня понятие "Дао" было предельно ясным, то "Дэ" долгое время вызывало сомнения. Я никак не мог понять, что имелось в виду. Традиционный перевод "добродетель", с одной стороны, был понятен, но с другой стороны, как-то не увязывался со следованием Пути. Я долго это пытался выяснить для себя самого.
Как-то лет десять назад на одном из форумов профессора Торчинова разгорелась дискуссия о том, как следует переводить "Дэ"? Один из участников доказывал, что "Дэ" это некая потенция - в смысле энергетическая готовность действовать. Я тогда долго с ним спорил, считая, что это не совсем удачное определение и одновременно стоял на позициях чистой "добродетели". Вместе с тем, я ему частично также признавал правоту, интуитивно понимая, что сама по себе добродетель не может быть без некоего потенциала к действию. Торчинов разрешил наш спор, обратившись к китайским авторитетам и признал правоту за "добродетелью".
Я был рад, но все же просто "добродетель" меня не удовлетворяла.
Ник: NietNietDaiDa
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 3
NietNietDaiDa (Участник  0 | 3)  ·  22 февраля 2011, 15:21  
просто "добродетель" меня не удовлетворяла


Ну, и что дальше?
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  22 февраля 2011, 17:33  
И вот как-то пару месяцев назад я вслух читал жене "Дао Дэ цзин" (она готовила обед, а я ее "развлекал"). И вдруг до меня дошло! Ведь "добродетель" это ничего иного как ДЕЛАНИЕ ДОБРА! Лао Цзы об этом прямо говорит. Мало того, он обращает внимание именно на добро. Иначе говоря, чтобы следовать Дао, мало быть "включенным" в ритм всего того, что происходит вокруг (в том числе и Вселенной) и действовать спонтанно, необходимо эманировать только лишь положительную благотворную энергию вокруг себя. Только так можно достичь совершенства. Одной лишь потенции к действию мало. Кроме того, она может иметь и деструктивный характер. А совершенство подразумевает исключительно благотворность. В христианстве об этом тоже говорится, но несколько иначе - например, через любовь ("любовь спасет мир"), но любовь у нас имеет много оттенков и значений (от взаимоотношений между полами, бескорыстие, смиренность, веру в Бога и т.д) и потому вызывает много вопросов - например, часто непонятно как можно любить всех (даже врага) не взирая ни на что.
Лао Цзы, называя сой трактат Дао Дэ цзин, подразумевает, что следовать Дао это значит делать только Добр и наоборот - делать Добро это значит уже следовать Дао. Все становится на свои места. Почему? Потому, что одно лишь следование Дао не развивает духовно. Человек развивается и становится совершенным лишь только тогда, когда следование Дао сочетается с исключительной благотворностью, а не деструктивностью. То есть, он имеет ввиду то же самое, о чем говорит и Иисус, но несколько иначе. Поэтому между христианством и даосизмом, буддизмом, суфизмом и т.д. нет противопоставлений. Мудрые всех времен и народов имеют ввиду то же самое - Богу мы необходимы только совершенные. Там несовершенные могут эманировать деструкцию и нарушать равновесие Вселенной. Пока та или иная душа не достигла совершенства, она будет возвращаться на Землю и воплощаться в том или ином теле, пока не достигнет совершенства. Когда она его достигнет, то уже сможет соединиться с Ним и станет интегральной "клеткой" Его организма.

С уважением,
АлОм
Ник: Буба
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 49
Буба (Участник  2 | 49)  ·  23 февраля 2011, 21:49  
УФФФ!!!!!
"Человек с высшим ДЭ не стремится делать добрые дела,поэтому он добродетелен; человек с низшим ДЭ не оставляет намерение совершать добрые дела, поэтому он НЕ добродетелен." (Лао - цзы парагр.38)
Чтобы понять правильно, нужно убрать из себя любые проявления морали. (Мораль - это то, что внедрено в нас обществом: так нельзя, а так можно; так хорошо, а так плохо; так правильно, а так не правильно; хороший мальчик или девочка, плохой мальчик или девочка). Когда искусственная мораль отсутствует, тогда проявляется истинная нравственность идущая от зрелости души. Это то, что воспитывается в нас всей чередой воплощений путем глубоких переживаний. Человек с развитой нравственностью (Высшим ДЭ) просто не может сделать другому больно и т..д. Он не озабочен делать добрые дела, не стремится буть хорошим мальчиком, не пытается переделать мир(он его просто любит). Он просто живет в согласии со всем миром... Поэтому он добродетелен, (хотя не замечает свою добродетельность) "Пусть ваша правая рука не ведает, что творит левая. Ибо тот кто дает и видит, что он дает, тот уже получает". Иисус (цитирую по памяти не претендуя на дословность). ДЭ - это свойство души (нравственность).
Мне кажется, что правильней читать все же перевод КИТАЙЦА, Уж лучше пусть он хуже понимает русскую ментальность, это мы доработаем. Рекомендую перевод Ян Хин - шуна

А интервью гуру меня напрягло. Попахивает конфуцианством. Похоже, что некоторые глубокие истины пытается трактовать человек не познавший Дао (путь без пути) Сама организация школы, традиции обучения - уже противоречит сути трактата Лао - цзы
P/S Истинный даосизм вообще находится за пределами дуального восприятия и не делит мир на добро и зло: "Когда все узнаЮт, что доброе является добром, возникает и зло" (Лао - цзы парагр.2) Именно с выхода за пределы дуального восприятия, я и рекомендовал бы начинать свой духоный путь. Как это сделать мне подсказали даосские мудрецы, чем я и поделился в своей книге "Между тигром и драконом", которую можно скачать и этом сайте.
Ник: Чё
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 15
Чё (Участник  0 | 15)  ·  24 февраля 2011, 18:02  
Именно с выхода за пределы дуального восприятия, я и рекомендовал бы начинать свой духоный путь.

Уважаемый Буба а не является ли выход за пределы дуального восприятия окончанием всех путей?
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  24 февраля 2011, 22:39  
развели тут философии

Если вы когда-нибудь были реально влюблены — хотя с мужчинами до сорока лет это редко случается,

лучше скажите, как это понимать?
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  25 февраля 2011, 21:44  
Бубе
"Человек с высшим ДЭ не стремится делать добрые дела,поэтому он добродетелен;

Именно это я и имею ввиду. Иначе говоря, если мы оцениваем свои действия как добро, то мы еще далеко несовершенны. В совершенномудром уже нет оценки на добро и зло. Он просто уже не совершает зла умышленно или неумышленно, поскольку в нем его нет. Все, что он делает, является само по себе исключительно благотворным. Когда адепт достигает такого состояния, начинается "деяние-в-недеянии" и начинаются настоящие чудеса.

Чё
не является ли выход за пределы дуального восприятия окончанием всех путей?

Если Буба позволит, то я бы ответил так - как раз именно выход за пределы дуального является началом истинного Пути.
С уважением,
АлОм
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  25 февраля 2011, 21:48  
В совершенномудром уже нет оценки на добро и зло. Он просто уже не совершает зла умышленно или неумышленно, поскольку в нем его нет.

а добро в нём есть?
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  26 февраля 2011, 12:26  
а добро в нём есть?

В том то и весь смысл, что ТОЛЬКО ДОБРО, поскольку зла уже нет! В христианстве есть прямой призыв к любви и милосердию, а в даосизме Высочайшее Дэ - иначе говоря ДОБРОдетель!

Однажды в кругу своих приятелей я рассказывал о том, что мой сын "стягивает" мои мысли и часто отвечает на вопросы, которые еще не были мной высказаны. Он не знает того, о чем именно я думаю, но он настолько бывает "включен", что мы с ним думаем о том же самом. Я ему об этом не говорю, но сам для себя фиксирую такой факт. Впрочем, то же самое часто происходит между мной и женой. Так вот, один из слушающих смеясь сказал, что теперь уже нельзя иметь в голове греховных мыслей и что необходимо самого себя постоянно контролировать, чтобы не подумать что-нибудь злого. С одной стороны, да, но с другой стороны, зачем иметь греховные мысли?! smile
Ник: Шмаровоз
Всего публикаций: 3
Всего комментариев: 17
Шмаровоз (Участник  3 | 17)  ·  26 февраля 2011, 23:06  
Дао Дэ Цзин в переводах различных авторов:
http://pawlo.ifolder.ru/12896261
http://depositfiles.com/files/47wfmzudm
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  26 февраля 2011, 23:17  
В том то и весь смысл, что ТОЛЬКО ДОБРО, поскольку зла уже нет!


ты же говоришь: "нет оценки на добро и зло" и "Он просто уже не совершает зла умышленно или неумышленно, поскольку в нем его нет."

я вот думаю, по твоей логике:
если нет оценки зла -> отсутствие зла.
следуя этой же логике:
если нет оценки добра -> отсутствие добра.
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  27 февраля 2011, 18:34  
если нет оценки зла -> отсутствие зла.

если нет оценки добра -> отсутствие добра.


В том-то и дело, что зло можно совершать неумышленно. Это обычно происходит не по отношению к самому себе, а по отношению к другим. Сознательно или подсознательно мы себе зла не причиняем. А вот по отношению к другим наши добрые или злые интенции или даже действия достаточно явны. Когда мы настроены ТОЛЬКО на добро по отношению к другим, то нам трудно совершить зло. Со временем и злые (деструктивные) интенции исчезают и сознание очищается. А вместе с ним и подсознательные интенции. Таким образом, душа очищается и если в ней уже существуют только лишь благотворные интенции, то откуда взяться злу?
С уважением,
АлОм
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  27 февраля 2011, 19:24  
В том-то и дело, что зло можно совершать неумышленно.

а добро неумышленным не бывает? smile

Сознательно или подсознательно мы себе зла не причиняем.

да постоянно! А виной всему невежество.


а вообще, я говорю о том, что добро и зло это всего лишь понятия. Пока человек привязан к этим понятиям, пока он и ходит в неведении.
Ник: AlOm
Всего публикаций: 37
Всего комментариев: 1172
AlOm (Участник  37 | 1172)  ·  27 февраля 2011, 23:33  
а добро неумышленным не бывает?

Добро, вернее, интенции добра, обычно умышленны. Их последствия могут иметь негативный эффект, поскольку наши знания причинно-следственных связей очень ограничены. Но сами по себе намерения добра не имеют в себе злых интенций. Разве что они появляются в голове шизофреника.

да постоянно! А виной всему невежество.

Опять же изначальные интенции добра ведь добро.

добро и зло это всего лишь понятия. Пока человек привязан к этим понятиям, он ходит в неведении.

То есть, по-вашему, откажись человек от разделения на добро и зло, и он вырвется из круга неведения? Сами наверное понимаете, что это абсурд.
Да, для обычного человека добро и зло относительны, поскольку часто благими намерениями дорога в ад стелится, но потому и существует по определению даоссов "совершенномудрый", который видит намного дальше обычного человека и действует спонтанно - по обстоятельствам или же вообще пребывает в состоянии деяния-в-недеянии.
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  28 февраля 2011, 14:31  
Добро, вернее, интенции добра, обычно умышленны.

как и зло.
А вообще, как зло так и добро, всё у обычного человека исходит из того, как будет выгоднее ему.

действует спонтанно - по обстоятельствам или же вообще пребывает в состоянии деяния-в-недеянии.

ну вот. Нигде же не говорится в этом "спонтанно" должен он делать добро или зло. Действует как ты говоришь "по обстоятельствам". Если надо сделать зло, можно сделать и зло. Только настоящий человек, возможно, и не знает зло это или добро, он просто действует не навешивая ярлыков.
Ник: Kowu
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 18
Kowu (Участник  0 | 18)  ·  2 марта 2011, 20:37  
А кто такой "настоящий человек"? Вот такой сучай, к примеру. Тонущий человек кричит "Спасите!". Явная просьба. Человек на берегу один, никого, кроме него нет . Есть несколько вариантов: 1. Он умеет плавать. 2. Он не умеет плавать. 3. Он плохо плавает.
При любом из этих раскладов он может броситься в воду спасать тонущего, а может и остаться на берегу. Конечно, во втором случае - чистое безумие пытаться спасти человека, но чего не бывает в жизни! Тут человек, пытающийся спасти, о себе не думает, никакой выгоды, ничего такого. Зов души - спасти! В первом случае, если человек не поможет другому, это не только аморальный поступок, как считается в социуме, но и, прежде всего, закостенелость души. Это уже зло, чтобы там ни говорили. Ну, а в третьем случае, сознательный выбор за человеком. Всякие страхи, опасения могут отступить на второй план в зависимости от его мировоззрения, направленности. Некоторые говорят - это у тонущего карма такая, выплывет - хорошо. Карма кармой, а не позавидуешь внутреннему состоянию человека, не пришедшему в этом случае на помощь. Вот такой вот случай. Тут можно говорить о спонтанности. Человек и проявляет себя именно в ней. В критические моменты .
Ник: Буба
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 49
Буба (Участник  2 | 49)  ·  2 марта 2011, 21:03  
Чтобы выйти за пределы дуальности "добро и зло", нужно их СЛОЖИТЬ. Формула сложения и результат сложения описан здесь: http://book.ariom.ru/top/57-drakon.html Выход за пределы дуальности не является "Концом пути" По большому счету "конца" вообще не существует, тем более конца пути. Пользуясь все той же формулой: Начало + Конец = Все есть начало
Где бы кто ни находился, именно в этот момент он находится вначале пути. Ну как тут ни вспомнить Теун Мареза: "СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОСТАВШЕЙСЯ ЖИЗНИ". Желаю всем веселых стартов.
Ник: Kowu
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 18
Kowu (Участник  0 | 18)  ·  3 марта 2011, 18:54  
Буба. В Вашей книге зацепила притча о бедняке и богаче. Притча вроде знакомая. Насчёт поджога бедной лачуги что-то не припоминаю. Смысл ясен. Но вот мнить себя "десницей Господней" - опасное заблуждение. Если уж Господь хочет вразумить, есть природные какие-то катаклизмы. Действовать по наитию и ссылаться на провидение, оправдывая свой поступок, кто вправе ?
Да и другой пример тоже, насчёт гадалки. Это уже из области невменяемости.
Проще было повернуться и уйти, безо всяких отрицателных последствий. А вообще книгу надо читать внимательно, много всего, сразу не распознаешь, что к чему.
Ник: Буба
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 49
Буба (Участник  2 | 49)  ·  3 марта 2011, 19:33  
Кже?! belay Гадалка? feel Не помню такой. recourse
Ник: Issledovatel
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 928
Issledovatel (Участник  0 | 928)  ·  4 марта 2011, 06:31  
Кажущаяся двойственность нагваль тональ, на самом деле недвойственна. То есть, в действительности есть только нагваль, а тональ это только определённая упорядоченность в нагвале, которая к тому же изменчива. Так что объяснения дона Хуана и учения о недвойственности, полностью согласуются!
Ник: Kowu
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 18
Kowu (Участник  0 | 18)  ·  4 марта 2011, 10:15  
Буба. "Кже?! Гадалка? Не помню такой".
Ну, не гадалка, так та бабулька, которая всю "жисть" занималась отворотами-приворотами. Не хитрите, всё понимаете smile
Ник: Буба
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 49
Буба (Участник  2 | 49)  ·  4 марта 2011, 13:27  
Ах эта бабулька. Я ее как-то не выделял из всех четырех участников событий. Но там уж как было, так и написал, от себя ничего не придумывал. Это произошло в Тольяттинском ВВСКУ, в середине 80-х. Кхе.... какое разное восприятие у нас. Я бы сказал, что эта история про курсанта, а ты бабульку выделил...
Ник: Kowu
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 18
Kowu (Участник  0 | 18)  ·  4 марта 2011, 14:05  
Самое главное - был выделен монах, эта "десница Божья", про которого не хотят теперь говорить. Восприятие нормальное, там вмещается и бабулька вместе с неадекватным курсантом, и его "любящий" папочка smile .
Ник: wp2
Всего публикаций: 2
Всего комментариев: 1515
wp2 (Участник  2 | 1515)  ·  6 марта 2011, 13:22  
-
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

О китайской логике
Китайцы не пользуются понятиями. Они фиксируют то, что есть. А что есть? А ничего нет. Вот она — китайская логика. Наш жизненный опыт обязательно включает в себя «здесь и сейчас». А где это «здесь»? И когда это «сейчас»? Вы когда-нибудь задумывались над этим? Китайцы работают с этим «здесь и...

Гунфу для жизни
Много школ? Хорошее дело. А Вы спросите, есть ли у этих школ связь с Традицией? То есть с учителем той ветки, наследниками которой эта конкретная школа себя называет? Если нет, не раздумывая, говорите «До свидания». Предположим, Вы узнали, что, да, есть. Тогда следующий вопрос, какая связь? Если...

Школа даосской алхимии УЧунсюя-ЛюХуаяна
Совершенный человек У Чунсюй в свое время прошел Школу у двух патриархов школы Драконовых Врат в 7 поколении: Ван Куньяна и Цао Хуаньяна, а также Учителя Ли Ниваня. А Учитель Лю Хуаян – это посвященный ученик совершенного человека У Чунсюя. Школа Улюпай придерживается совершенствования цзин,...

Мадукар: «Это непознаваемо, но тем не менее, я есть ТО»
Единство не имеет ничего общего с чувством. Чувства приходят и уходят в том, что существует всегда. Но, чтобы вдохновить вас, я скажу: «Это суперклассное чувство! Или приятное, доброе, спокойное, подлинное. Я с удовольствием вспоминаю при этом козу из сказки, где она говорила: «Я так сыта, не хочу...

Джидду Кришнамурти «Чистота ума, одиночество, свобода»
Если вы говорите, что свободны от чего-то, это просто реакция, которая вызовет лишь другую реакцию, с новым приспособлением и новой формой господства. Таким путем вы можете составить целую цепь реакций, каждое звено которой вы будете принимать за свободу. Но это не свобода, это лишь продлевание...

Дао – путь китайских боевых искусств
После учреждения Академии Реставрации Боевых Искусств в 2002 году мой отец продолжал ежедневно практиковаться и преподавать в парке Син Лун. Мне посчастливилось видеть, как представители различных школ и течений посещали парк и приходили к моему отцу для обмена опытом и совместного изучения боевых...

Новая книга Анны Зарубиной «Путь к себе»
В издательстве «Крылов» вышла новая книга молодого автора Анны Зарубиной «Путь к себе: система координат». Эта книга предназначена тем, кто находится в поиске внутренней гармонии и целостности, кто стремится к подлинному творчеству собственной жизни и хочет жить, играя по своим правилам. Путь...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100