Эзотера > Ахиллесова пята эгоизма

Ахиллесова пята эгоизма


26 декабря 2010. Разместил: helen
Все мы по своей природе закоренелые эгоисты. Но слова "братство", "единство", "любовь" вызывают в нас положительные эмоции, а "вражда" "разлад", "ненависть" - отрицательные. В чем корень такого явления?

Первые слова характерны для альтруистических взаимоотношений, а вторые - для эгоистических. Раз мы по своей сути эгоисты, то, казалось бы, психологически ближе нам должны быть именно вторые слова. Но факты свидетельствуют обратное.

Более того, в процессе развития человечества мы наблюдаем фундаментальное противоречие. Жесткие условия существования первобытного человека принудили его полностью нейтрализовать свой природный эгоизм и построить отношения в племени на основе единства и взаимовыручки.

Но по мере развития разума, совершенствования орудий и навыков труда, эгоизм возобладал и разрушил первобытнообщинное единство. Дальнейшее развитие человечества диктовалось постоянно возрастающим эгоистическим желанием. Но, что парадоксально, для удовлетворения этого эгоистического желания люди были вынуждены вновь соединяться в государственные, производственно-экономические, научные, культурно-воспитательные, иные объединения. Т.е. во взаимоотношениях людей всегда борются две тенденции - эгоистическая (разобщающая) и альтруистическая (объединяющая). На начальном этапе развития человечества возобладал альтруизм (родоплеменное единство), позже - эгоизм (индивидуализм современного общества). Откуда такое раздвоение?

Разгадка кроется в двойственной природе человеческого "Я". С одной стороны оно эгоистически индивидуалистично. В своем крайнем выражении это "Я" хотело бы существовать лишь в единственном числе, чтобы все блага мира принадлежали ему одному. Но в таком безлюдном мире некому ощутить и оценить его самого. Т.е. единственной формой проявления, а значит и существования "Я" является форма общественная, коллективная.

Поэтому, подавляя свою эгоистическую половинку, оно вынуждено заботиться о других, проявляя тем самым в частичной мере альтруистические черты, проявляя вторую свою половинку. Это очень важный момент, т.к. здесь кроется единственная возможность воздействия на обе эти половинки. Именно воздействия и именно на обе, потому что уничтожение одной из них является уничтожением самого "Я". Целью воздействия является не уничтожение, а подчинение одной из них другой в соответствии с требованиями обстоятельств конкретного этапа развития человечества. Как говорится, "Каждому овощу - свое время".

Если для выживания первобытного человека надо было в большей степени задействовать альтруизм, то для ускоренного развития человечества - эгоизм. Но на сегодня отрицательные последствия эгоистического пути развития превысили положительные, и человечество пришло на грань самоуничтожения (экология, эпидемии, кризис межчеловеческих отношений). Правомерно спросить: почему вина за все это возлагается именно на эгоизм?

В наиболее общем виде развитие человечества отражается в смене общественно-экономических формаций: первобытнообщинной - рабовладельческой - феодальной - буржуазной - коммунистической. Целью всех этих революций было максимальное удовлетворение эгоизма одного класса за счет остальных посредством более высокого уровня его единства.

При этом полностью игнорировался тот факт, что человек является, пусть и наиболее развитым, но всего лишь одним из элементов системы "Природа". А в любой системе благополучие каждого из элементов возможно только в мере благополучия в первую очередь системы в целом. Т.е. в постановке цели революционных преобразований надо от узкоклассового подхода перейти к общечеловеческому, а в более глобальном плане - даже к общеприродному.

А это уже задача, требующая альтруистического подхода. Т.е. эгоизм свою роль отыграл (и, надо сказать, достаточно эффективно), и теперь возникла необходимость передвинуть его на второй план. Этот процесс неизбежен, наш выбор заключается лишь в методе его осуществления - кровавым революционным путем или мирным эволюционным путем, через осознание необходимости такого изменения человечеством.

Естественно, эгоизм всеми силами будет сопротивляться. Если цели смены всех предыдущих формаций носили классовый характер, то и их движущими силами были конкретные классы. Изменение роли эгоизма является уже не классовой, а общечеловеческой задачей. Соответственно, движущей силой такого процесса не может быть ни один отдельный класс. Что же это за сила? Вот теперь пришло время вспомнить о способах воздействия на эгоизм.

Т.к. человеческое "Я" в силу своей двойственной природы вынуждено считаться с другими "Я", то его половинки, в т.ч. и эгоистическая, подвержены влиянию этих других "Я", влиянию их окружения. Сила и, естественно, результаты этого влияния зависят как от численности влияющих, так и от их качественной характеристики.

С количественной точки зрения, если мне 5-10 человек скажут, что альтруизм важен, - я пропущу это мимо ушей. На 20-30 раз - услышу, на 100 - задумаюсь, а на 500 - соглашусь. Нет у моего одиночного эгоизма физических, точнее, психологических, сил противостоять давлению 500 других мнений. С качественной точки зренния мое эго капитулирует перед мнением уже и 10-15 авторитетных специалистов, опубликованным в 5-6 массовых газетах или в 3-4 популярных радио- или телепередачах. Дело тут в том, что не может мое "Я" не считаться с оценкой себя обществом и быть "белой вороной". С другой стороны, эгоизм по своей сути не может не стремиться к оказавшемуся в поле его досягаемости удовольствию. Это аналогично действию морковки, подвешенной перед глазами осла. На действии этих факторов построена реклама.

Задача тех, кто уже это понял, сводится к широкой разъяснительной кампании в среде 10-15% активного населения с упором на СМИ и авторитетных и популярных людей. Учитывая, что на нашей стороне такой мощный фактор, как системный кризис, - задача реально осуществима. Кроме того, надо довести до сознания людей, что окружающая нас природная система уже много миллиардов лет равновесно существует благодаря именно альтруистическим взаимоотношениям ее неживого, растительного и животного уровней.

Сам процесс перемещения эгоизма на второй план надо вести по принципу "от простого - к сложному" и малыми порциями. По мере набора инерции движение можно постепенно ускорять, постоянно поддерживая и даже наращивая общественное давление.

Дальнейшее развитие человечества на основе эгоистического желания получать чревато огромными страданиями и даже угрозой самоуничтожения. Назрела необходимость нашему желанию получать менять свою форму на альтруистическую. Если до сих пор мы участвовали во всех предыдущих преобразованиях неосознанно и не влияли на выбор их форм, то теперь нам самим предстоит решать, в каком виде - в кровавом революционном или мирном эволюционном - будет все происходить.

Источник:
Даниэль Попель
Ахиллесова пята эгоизма