Эзотера > Музыка: восприятие и осознание. Часть 2

Музыка: восприятие и осознание. Часть 2


19 октября 2010. Разместил: Q-G J (Стас)
Музыка: восприятие и осознание. Часть 2В результате разницы личных душевных качеств меломанов, черт характера, способностей интеллекта, сочетания внешних условий формируется любитель и, главное, чувствующий поклонник тех или иных групп и направлений. Более-менее цельная группа меломанов первого уровня разбивается на отдельные кланы, многим из которых уже не доведётся обрести прежнее единство взглядов на музыку.

По мере накопления информации слушатель начинает формулировать вопросы о любимом занятии, делать выводы, давать оценки, т.е. в любом случае, осознавать творчество, так появляется второй уровень меломана.

Среди них, я бы выделил две большие группы, те, которым удалось почувствовать духовное содержание произведения и тех, кто получает только эстетическое интеллектуальное удовольствие от прослушивания. Однако навыки, получаемые обеими группами на этом этапе становления, довольно схожи.

Основное содержание во втором уровне меломана — обретение некоего необходимого технического уровня, что в аппаратуре, что в восприятии, что в оценке.

1. По аппаратуре


Меломан становится критичен к аппаратуре: требуется повысить качество звучания материала. Дело в том, что замысел ряда записей может раскрыться только на аппаратуре представляющей какой-то минимальный технический уровень, главнейшими показателями, на первом этапе которого, будут стереозвучание, диапазон воспроизведения, формат носителя.

Стереозвучание
Большинство современных музыкальных записей выпущено в стерео (или 2.0). Это означает, что все исходные партии инструментов соединены (смикшированы) в студии особенным образом, рассчитанным для воспроизведения на стереоаппаратуре. И хотя современная компьютерная аппаратура, насколько мне известно, вся стерео, расположение колонок играет значимую роль.

Так множество музыкальных записей используют стереоэффекты (т.е. источник звука словно перемещается из канала в канал), делая этот, в общем-то, технический приём частью передачи художественного замысла. Пример Pink Floyd «Money»:



Соответственно для полноценного восприятия этого замысла аппаратура должна обеспечивать возможность услышать этот приём, в частности расстояние между колонками должно позволять его правильно воспроизвести. Или приходится использовать наушники, что является довольно таки универсальным и недорогим методом во множестве ситуаций при прослушивании.

Диапазон
Как известно слышимый человеком диапазон 20-20 000 Гц. Средние частоты – примерно от 200 до 5 000 Гц. В них расположены по звучанию почти весь вокал и подавляющее большинство инструментов. И именно этот диапазон (даже где-то 300 - 8 000 Гц, в лучшем случае) и воспроизводят домашние бытовые аппараты. Причём в техническом паспорте у них может быть написано, что воспроизводимый диапазон составляет от 50 до 20 000 Гц. Тут, есть свои маленькие хитрости, связанные с тем, как и по какой системе мерить.

Так вот, не вдаваясь в многочисленные нюансы, могу привести самый яркий пример – запись органа. Диапазон некоторых органов располагается в коридоре от 8 до 20 000 Гц, поэтому правильное воспроизведение органа в домашних условиях – это грандиозная задача по размерам сопоставимая с ним самим.

Отсюда попытка учителей музыки в школе вдохновить учеников проигрыванием органной записи на дешёвом школьном монофоническом проигрывателе, который и диапазон средних-то частот выдавал срезанным, была заранее обречена на провал. Ничего кроме мучений такое проигрывание доставить слушателю второго уровня не может (а любитель первого уровня просто не заинтересуется), какие бы великие произведения не исполнялись.

Получается что партии инструментов, которые расположены на грани диапазона аппаратуры или за гранью, будут воспроизводиться или с большими искажениями или просто не будут слышны. Так в музыкальной группе из пяти-шести человек при таком воспроизведении будет слышен голос, инструмент, ведущий мелодию, солирующий (исполняющий отдельную партию) инструмент, только часть барабанов, а бас-гитарист и допустим, ритм-гитарист обречены на то, что их просто не будет слышно. Кроме того, резкие звуки будут, в силу особенности человеческого слуха, заглушать более тихие и большую часть аранжировок услышать тоже будет невозможно. Замысел авторов будет искажён.

Третье качество – формат
Технология переноса музыки на носитель многообразна и служит разным задачам. Не упоминая носители доцифрового периода, в целом можно сказать, что стандарт компакт-диска и беспотерьного формата в Интернете даёт хорошее качество для представления замысла музыкантов, тогда как с понижением битрейта качество снижается до уровня, на котором опять таки невозможно услышать заложенное в произведении. Инструменты меняют тембр звучания, нюансы исчезают, композиция превращается в плохой рингтон.

2. По восприятию


На втором уровне огромные изменения происходят в интеллектуальном восприятии записи. По технике игры: начинают обращать внимание на приёмы игры, отмечать тонкости, детали. Обращают внимание на звукоизвлечение, т.е. как именно исполнитель сыграл мелодию, какие ставил акценты.


Santana – «Samba Pa Ti»



Ricky King «Samba Pa Ti»

Восприятие музыки начинает уходить с мелодии к гармонии, с ритма к ритмическому рисунку, от голоса к фразировке (Black Sabbath – «She's Gone», Rainbow – «Rainbow Eyes»), от хуков и эффектных черт стиля к аранжировкам. Воспринимается вся композиция как целое от простого к сложному и отдельно по партиям от простых к сложным.


Black Sabbath – «She's Gone»



Rainbow – «Rainbow Eyes»

Восприятие становится всё более «музыкантским». В музыке кроме ярких броских элементов: напевов, хуков, отдельных ярких партий в музыкальной картине проступают детали аранжировки, партии инструментов остальных музыкантов. Появляется неброская эстетическая красота, интеллектуальное удовольствие.

Этот этап играет в жизни любителя музыки наиважнейшую роль. По мере накопления опыта прослушивания качественных записей на качественной аппаратуре у меломана «становится слух», он начинает различать в полифоничном (когда различные партии в композиции играют несколько инструментов одновременно) музыкальном произведении отдельные партии, отмечать тончайшие приёмы исполнения. Меломан становится чувствителен к мельчайшим оттенкам голоса и инструментов. Без этого умения правильно воспринять произведение невозможно, нюансы, а именно они и придают индивидуальный характер произведению, останутся вами незамеченными. Слепой человек не воспримет живопись, глухой - не услышит музыку. Так мне было хорошо видно на примере, когда повышался уровень своей музыкальной аппаратуры, что люди с музыкально тренированным слухом отмечали все изменения звучания, а люди без большого опыта в прослушивании не могли точно отметить изменения.

И в повседневной жизни, люди с тренированным слухом (а на самом деле мозгом) отмечают в голосе собеседника сочетания оттенков, говорящих о настроении, тогда как раньше это прошло бы незамеченным.

3. По оценке


По мере прослушивания музыки у меломана волей-неволей возникают сравнения, задаются вопросы. Слушатель приходит к определённым выводам по умению музыкантов исполнять и писать музыку. Так к оценке «нравится - не нравится» добавляются вопросы «Чем?», «Что?» и, возможно, «Почему?». Задаются банальнейшие вопросы, без которых немыслимо любое сообщество меломанов: «Кто лучший гитарист?», «Какая лучшая группа?».

Подбираются аргументы, находятся первые ответы. Становится осознание меломана: он отвечает, прежде всего, на вопрос, почему ему нравится та или иная группа, а не вся вообще вся музыка, и в чём её превосходство над той, что ему не нравится. Что такого особенного в выбранном им конкретном исполнителе, чем он отличается от других.

В поисках аргументированных ответов на эти вопросы прорабатывается значительная по объёму информация: начитывается литература, просматривается Интернет, слушатель стремится к общению с себе подобными, вступает в обсуждения, отстаивает свою точку зрения в процессе, отчего всё лучше осознаёт взаимосвязь себя и полюбившейся музыки.

Слушатель интересуется историей возникновения и развития любимой группы, историей творчества, прослеживает влияния, оказанные на исполнителя и, в свою очередь, влияние которое оказал исполнитель. Здесь распределяются места по уровню техники, по чувственности подачи материала, по многоплановости композиций, по природным данным и наработанному мастерству. На этом этапе формируется вся техническая база, которой впоследствии будет оперировать слушатель.

Огромную пользу всем любителям музыки приносит формирующееся на этом этапе умение изложить свою точку зрения, с аргументами, с конкретикой, с выводами. Дать анализ творчества, показать мотивацию. Здесь становятся критиками, журналистами, писателями. Большую помощь на этом этапе оказывает то, что речь ведётся о том, что можно выразить материально: написать нотами, дать описание приёмов исполнения, подвести научную основу под построение композиций. Совершенствоваться по второму уровню восприятия музыки можно бесконечно.

* * *

В итоге, овладевший вторым уровнем меломан становится тонким ценителем выбранного им любимого стиля или группы. Он способен понять тонкости, особенности творчества своих любимых музыкантов, владеет информацией раскрывающей «тёмные» для неподготовленного слушателя моменты творчества исполнителя. Меломан способен провести аналогии и различия музыканта с деятельностью коллег по жанру и дать объективную оценку умениям и таланту. Он способен структурно изложить свои мысли и тем помочь другим лучше понять сложные моменты музыкального искусства.

В заключении надо сказать и о том, что, как обычно, каждое положительное достижение грозит переходом адекватной меры.

Для чувствующих меломанов


С постижением начального технического минимума любители музыки, чувствующие духовный уровень произведения, снимают акцент с информационной интеллектуальной стороны постижения творчества, переходя непосредственно к восприятию душою сути произведения, считая именно такое восприятие исчерпывающим.

Техническая сторона воспринимается ими как удобный, но необязательный элемент в процессе восприятия музыкального творчества. Зачастую пребывание на втором уровне проходит для таких слушателей мимолётно, бессистемно и невнимательно, многие чувствующие просто игнорируют изучение умений второго уровня. Всё это приводит к тому что, во-первых, из-за недостатка опыта прослушивания произведения не раскрываются во всех тонкостях, во-вторых, осознанность живописует образами, сравнениями при отсутствии чёткости и логики изложения своих впечатлений. Меломан всё понимает (насколько понимает), но выразить не может.

Для эстетов


Аппаратура
Есть опасность возникновения аудиофилии. Стремление добиться максимально возможного в домашних условиях качества, при котором будут слышны малейшие нюансы исполнения, слышен весь диапазон. В принципе, достижимое дело для меломанов второго уровня, требующее только финансовых затрат.

Восприятие
Здесь происходит радикальное расхождение любителей музыки второго и третьего уровней. Простые по композиции произведения, пусть даже ранее любимые наскучивают. Меломан запоминает все партии инструментов, все структуры в построении композиции и все нюансы. Начинают цениться наиболее сложные по форме и по технике исполнения «завёрнутые» произведения, так как они дают нагрузку уму, не вызывают привыкание (или вызывают далеко не сразу). Постепенно выделяются наиболее сложные технически и композиционно группы и жанры, которые становятся для меломана вершителями композиторской мысли: это группы арт- и прогрессивного рока (Gentle Giant – «In a Glass House»), представители стиля фьюжн (джаз-рок), исполнители высокотехничного скоростного метала прогрессивных направлений. Особенно ценятся в этом периоде сложные по композиции произведения джаза и классической музыки.


Gentle Giant – «In a Glass House»

Оценка
Соответственно складывается и оценка музыкальных произведений, достигающая у некоторых исследователей уровня законченных теоретических систем. В ней, вся рок музыка рассматривается как возрастающая от инфантильно-примитивной формы рока: (рок-н-ролл, блюз, хеви-метал, треш) к наивысшей форме развития рок-музыки (арт- и прогрессив-рок) с выходом на классику. Соответственно и оцениваются любители «примитивных» жанров, как «недалёкие» невежественные, неспособные к интеллектуальному труду люди. При этом некоторые из них фантазёры, напридумывавшие себе какого-то смысла произведений, которого там нет.

Так может состояться фанатичный приверженец второго уровня меломана, человек, чьё понимание музыки построено на глубоком осознании при низком восприятии.

Часто встречаю работы таких людей в книгах выпускников консерваторий, музыкантов таких, из тех же консерваторий, бездушных как автоматы, НАУЧЕННЫХ музыке, неспособных «почувствовать» свинг, блюз, как было принято говорить в таких случаях.

Такие специалисты не могут понять, в чём прелесть чисто атмосферных композиций, простых по технике, но богатых по выражению эмоций. И вообще, отличительной чертой становится превозношение технической и композиционной сложности. Благо под второй уровень можно подвести научно-материальную базу: диапазон, кол-во нот, сложность аккорда, скорость игры и проч.

Кроме того, большую опасность представляет пропагандистская деятельность таких музыковедов, так как они обладают частью полной картины и могут запутать начинающего меломана, заставить его поверить не собственной душе, а технократизированным пособиям. Получается мучительное чувство прикосновения к правде, но не обретения душевного удовлетворения. К счастью, хотя бы раз прикоснувшийся к истинному смыслу музыки меломан, уже не поддается уводам в сторону, хотя не всегда готов противостоять напору.

С другой стороны развитие музыки во многом обязано именно меломанам второго уровня. «Рабочие лошадки» музыкальной индустрии, создатели технологий и параметров, научные работники институтов все они позволяют музыке существовать на конкретной научной базе.