Эзотера > Новая книга Аркадия Ровнера «Легкая субстанция состояний»

Новая книга Аркадия Ровнера «Легкая субстанция состояний»


19 мая 2010. Разместил: Маруся_М.
Новая книга Аркадия Ровнера «Легкая субстанция состояний»В издательстве «Золотое сечение» вышла новая книга Аркадия Ровнера «Легкая субстанция состояний».

Издательство: «Золотое сечение»
Переплет, 224 стр.
ISBN 978-5-91078-074-7
Тираж: 2000 экз.
Формат: 60x90/16

Купить книгу

О книге:


Книга обращена к людям, неудовлетворенным предложенными современностью смысловыми основаниями для объяснения жизни, мира и самого себя и ведущим собственный поиск надежных оснований. Книга утверждает, что в основе реальных изменений должна быть не «работа со знанием», а «работа с состоянием», потому что там, где останавливается знание (а человеческое знание наглядно доказало свою ограниченность), там не останавливаются «состояния», способные достигать предельно высоких рубежей. В книге представлены традиционные и новейшие идеи о Великой Лестнице Состояний – универсальном пути духовной трансформации.

* * *

«Об уровнях состояний», отрывки из книги


В первом приближении мы может говорить о трех уровнях Состояний: омраченном, нулевом и озаренном Состояниях, или, соответственно, о Состояниях –1, 0 и +1. Эти три уровня Состояний человек способен фиксировать сознанием, однако он может находиться в них, их не осознавая. Каждое из этих Состояний создает для себя подходящую для него логику самооправдания: «я мрачен (гневен, раздражен, несчастен, угрюм, уныл и т.п.) потому, что...», «я радостен потому, что», «я нейтрален потому что…», однако вовсе не этими аргументами вызвано и поддерживается то или иное Состояние. Оно обусловлено степенью организованности внутренней жизни человека, то есть качеством его внутреннего пространства.

БЫТИЕ И СОСТОЯНИЕ


Состояние и знание – это непривычное сочетание предстает перед нами наряду с привычной гурджиевской парой: бытие и знание. Представляется убедительной мысль Гурджиева о том, что нельзя ничего знать об уровне сложности чего-либо, превосходящем уровень бытия познающего. Нельзя познать истину, не став ею, говорят в унисон все религиозные и мистические учения. Точно также нельзя судить о Состоянии более высоком, чем Состояние судящего. Тем не менее можно стремиться к более высокому Состоянию, обеспечивающему более высокое знание. Человек, стремящийся к Состоянию святости и достигнув его, поднимается на эту ступеньку бытия и может иметь знание, соответствующее ступени святости. Но нельзя пытаться получить это знание, оставаясь в «нормальном», или базовом Состоянии. Высшее знание хорошо себя защищает. Это знание нельзя выкрасть или получить незаконным способом, как это бывает в сказках и в жизни, когда сила, полученная неправедным путем, обрушивает на человека шквал несчастий и испытаний.

Аналогично обстоит дело и с Состояниями вдохновения, прозрения или экстаза, которые невозможно взять штурмом или обманом. Фактически Лестница Состояний и Лестница Бытия – это одна и та же лестница.

Человек воспринимает «Состояние» как качество своего «я», как плоскость или платформу, на которой он стоит (наличествует, находится) и со-стоит (пребывает вместе с другими существами). Отметим, что на высших ступенях Состояний это «я» способно расширяться до надличностного (трансперсонального) «Я», то есть Планетарной или Божественной Самости, а затем – и до Чистой и Изначальной Самости (Атмана). Веданта трактует это следующим образом: Чистая, или Изначальная Самость спускается до самого дна иерархии Состояний, и она же поднимается по ступеням Состояний, проявляя себя на всех уровнях в соответствующих этим уровням формах. Спускаясь, она отчуждает себя, поднимаясь – возвращается ко все более истинной форме себя.

Состояние отвечает на вопрос «какое?», бытие – на вопрос «что?». Состояние может быть выше или ниже, однако оно всегда есть (человеческое «я» всегда находится в некотором определенном внешнем или внутреннем контексте). Бытия может быть больше или меньше, оно может быть или не быть (когда человек, раздробленный на множество своих моментальных аспектов, «умер», «спит» или «отсутствует»). Бытие человек воспринимает как констатацию наличия: «я есть», «ты есть», «он, она, оно есть» – и как констатацию уровня духовной эволюции: «человек номер 5», «человек номер 6», «человек номер 7». Первое истолкование этого понятия принадлежит классической философии (Бытие Парменида), второе предложено Г.И. Гурджиевым в 10-е годы ХХ столетия, и оба этих значения, накладываясь друг на друга, образуют сегодня основное наполнение этого понятия. У этого понятия есть еще один смысл, предложенный тем же Гурджиевым, а именно: целостности и единства «Я» в противовес его раздробленности на множество конфликтующих маленьких «я», или «калифов на час». В этом крайне некачественном Состоянии мы едва ли может утверждать факт чьего-либо «бытия». Человек «воскресает», «пробуждается» и «рождается», когда выходит из небытия расщепленности и способен свидетельствовать: «Я есмь». [1]

Таким образом, два понятия – бытие и Состояние – различаются по тому, как и откуда мы на них смотрим. Когда мы смотрим изнутри и видим внутренний ландшафт, внутренние пленэры, «небо» и «землю» своего «я» (или представляем себе внутреннюю картину чужого), это – Состояние, когда же мы пытаемся быть объективными и судим о наличии, уровне или о целостности нашего внутреннего или чужого «я», мы говорим о бытии. [2]

Качество нашего знания зависит от нашего Состояния. Увеличение знания того же самого качества не влияет на Состояние и не приносит никакой пользы, напротив, по словам П. Д. Успенского, «чем больше вы получаете знаний, тем вы становитесь хуже». Успенский поэтому не одобрял вопросы о том, что такое бытие, то есть не стремился формировать у своих слушателей знание о этом предмете и на нем успокаиваться. Он отвечал на эти вопросы с едва скрываемым раздражением: «Вместо того чтобы искать определения, пытайтесь лучше находить иллюстрации. Бытие человека – это все, что он собой представляет. В бытие входит много вещей. Вы можете быть более сознательным или – спящим, более разбросанным или – цельным, более заинтересованным в одних вещах и менее – в других, вы можете больше или меньше лгать, не любить ложь или лгать без смущения, быть более или менее последовательным… Для того чтобы изменить наше бытие…, мы должны сначала осознать и понять наше теперешнее Состояние». Совершенно очевидно, что Успенский, учитывая неподготовленность большинства своих слушателей, сдерживает себя, чтобы не сказать: «Эти идеи даны вам для того, чтобы вы изменили свое Состояние, а не для того, чтобы вы присовокупили полученное знание к вашему интеллектуальному багажу». Именно таков призыв Иоанна, крестившего иудеев на Иордане («Покайтесь!», то есть «Изменитесь!»), Будды («Освобождение возможно!»), а также Иисуса, Конфуция, Лао Цзе, Рамакришны и других великих учителей человечества. Этот же импульс – отказ от прений относительно недостигнутых уровней бытия – лежит в основе работы по культивации Состояний.

КЛИМАТ И ПОГОДА


Состояние человека можно сравнить с климатом, а настроение – с погодой. Климат меняется очень медленно, погода – быстро и часто. Климатические изменения метеорологи могут вычислить на столетия вперед, настолько устойчив климат. На погоду метеорологи научились как-то влиять, например, расстреливая облака. Климат изменить трудно, разве что ковровыми бомбардировками территории врага. Но такое изменение вряд ли входит в расчеты тех, кто эти бомбардировки заказывает. Также Состояние и настроение.

«Делай настроение!» – написано на одном из развешанных по Москве плакатов баночных слабоалкогольных напитков. Настроение можно «сделать», для этого нужно с кем-то встретиться, куда-то поехать, услышать приятное известие. Точно также можно и испортить настроение. «Сделать» Состояние нелегко.

Климат зависит от таких постоянных и пока еще независимых от человека факторов, как широта и долгота местности, близость гор или водоемов, тенденции движения облаков и пр., а Состояние человека зависит от его непосредственного окружения, проекта его жизни, совпадения его основных устремлений с тенденциями его эпохи и т.п. Однако в первую очередь оно зависит от качества его жизни, глубины его пребывания, независимости от меняющихся обстоятельств жизни, от его причастности к сущностному потоку – Дао, т.е. факторов, которые могут стать объектами контроля и направленных воздействий человека. Работа с Состоянием предполагает квалифицированное внимание к этим и подобным относительно постоянным условиям его существования.

РАБОТА С СОСТОЯНИЕМ


Работа с Состоянием основана на непрерывном внимании к собственному внутреннему пространству, к его качественным характеристикам. Речь идет и о систематическом наблюдении и изучении его, и об оперативных мгновенных «снимках» качества внутреннего пространства.

Работа с Состоянием предполагает создание контекста работы, соответствующего конкретным характеристикам и задачам каждого данного человека.

Работа с Состоянием предполагает определение проекта жизни в целом и – конкретного текущего периода – года, месяца, недели и дня.

Работа с Состоянием строится как экспедиция, в которой каждый человек сам определяет свою роль ведущего или следующего. Ведущий задает параметры экспедиции: направление, цель, хронологию, правила и условия. Следующий принимает заданные условия и требования и добросовестно их соблюдает, имея в виду всегда открытые для него возможности выйти из данной экспедиции и инициировать собственную экспедицию.

Центральный элемент работы с Состоянием – это индивидуальный проект, который инициируется, принимается и разрабатывается участником экспедиции. Проект может быть аспектом экспедиции, а может быть индивидуальной экспедицией человека.

Важнейшие составляющие работы с Состоянием – это инициатива, такт и плата. Каждый заинтересованный сам определяет содержание этих трех элементов работы, сообразуясь с общим контекстом работы.

Важным элементом работы с Состоянием является эйдетическая дружба – дружба во имя этой работы. Важнее обрести друга, чем обрести наставника. Дружба укрепляет и углубляет контекст работы.

АФОРИЗМЫ


Состоянию человека трудно дать определение и еще труднее его градуировать. Тем не менее мы прекрасно знаем разницу Состояний, в частности, отличаем Состояния заботы, тоски, отчаяния от Состояний радости, покоя, воодушевления, подъема. Между этими крайностями мы можем выделить диапазон базовых Состояний.

Каждый человек имеет ограниченный набор базовых Состояний, таких как сон и бодрствование, алкогольная или наркотическая интоксикация, определенные мысли, представления, желания, воления, страхи, табу и т.п. Все эти Состояния располагаются в фиксированном диапазоне и являются для данного человека его «нормальными» Состояниями – здесь человек пребывает большую часть своей жизни, здесь он «у себя дома».

Есть два рода истин: истина знания, выражающаяся в утвердительных суждениях или формулах, и истина Состояния, определяемая качеством жизни человека. Знания человека, его представления о себе и о мире зависят от его Состояния, то есть определяются качеством его внутренней жизни и не могут превосходить обозначенные им пределы.

«Осел, который доставил вас к этим воротам, должен быть отослан, если вы хотите пройти через них», – это изречение касается знания, если человек пришел к мудрости через знание. Человек идет дальше знания.

Среднестатистическое «нормальное» Состояние стало сегодня неким заниженным психологическим стандартом, с рождения навязываемым каждому члену общества. «Большинство людей пребывает в каком-то бодрственно-сонном или сомнамбулическом Состоянии, – пишет Франклин Меррелл-Вольф, – некоторые проводят много жизней, вообще не выходя из этого Состояния».

Сокровищницы древней мудрости остаются едва ли востребованными по причине неоправданной усложненности кодов и неразборчивости дорожных указателей. Энтузиазм относительно них остывает в связи с их семантической закрытостью и по причине их нетерпимости друг к другу.

Великая Лестница Состояний представлялась древним традициям как иерархия, как цепь или как система концентрических окружностей от самой высокой до самой низкой, от самой широкой и всеобъемлющей (космос) до самой малой и неделимой (атом). Каждое звено, каждый уровень или каждая окружность оказывались частью большей системы и в то же время – целым по отношению к своим частям. Каждая система включала в себя меньшую и включалась в большую.

Центральная идея всех великих традиций: человек может подниматься по ступеням Великой Лестницы Состояний вплоть до ее высшей ступени.

Парадокс рассуждений о Великой Лестнице Состояний в следующем: если представить себе шкалу Состояний как сторону бесконечно высокой пирамиды или горы, достижение ее вершины невозможно, ибо вершина находится в бесконечности. Однако история человеческой цивилизации говорит нам о немногочисленных прецедентах такого достижения.

Состояние психологически предшествует «вещи», «жизни», «восприятию» и «знанию». Все это накладывается на то или иное Состояние человека. Философствование по поводу Состояния зависит от Состояния, в котором оно совершается и потому должно его учитывать.

Высшее знание хорошо себя защищает. Это знание нельзя выкрасть или получить незаконным способом, как это бывает в сказках и в жизни, когда сила, полученная неправедным путем, обрушивает на человека шквал несчастий и испытаний.

Состояние человека можно сравнить с климатом, а настроение – с погодой. Климат меняется очень медленно, погода – быстро и часто. На погоду метеорологи научились как-то влиять, например, расстреливая облака. Климат изменить трудно.

Работа с Состоянием основана на непрерывном внимании к собственному внутреннему пространству, к его качественным характеристикам.

Работа с Состоянием предполагает определение проекта жизни в целом и – конкретного текущего периода – года, месяца, недели и дня.

Работа с Состоянием строится как экспедиция, в которой каждый человек сам определяет свою роль ведущего или следующего.

Важнейшие составляющие работы с Состоянием – это инициатива, такт и плата. Каждый заинтересованный сам определяет содержание этих трех элементов работы, сообразуясь с общим контекстом работы.

Важным элементом работы с Состоянием является эйдетическая дружба – дружба во имя этой работы.

-------------------------------------------------------------------------------
[1] По Хайдеггеру (Время и бытие, М. 1993, с. 32), Dasein, или здесь бытие, наделенное качествами «вопрошания и метафизической заботы», особым образом соотносится с Бытием, а «всякое сознание заранее предполагает экстатически понятую экзистенцию в качестве essentia человека». Не желая в рамках этой книги заниматься истолкованием хайдеггеровской онтологии, отметим лишь содержащиеся в ней расширительные моменты «вопрошания и метафизической заботы» и – «экстатически понятую экзистенцию».

[2] П.Д. Успенский пишет в «Четвертом пути»: «Бытие – это ваше состояние (state)». И через несколько строк повторяет: «Бытие означает состояние, внутреннее состояние в целом, не отдельно (state, inner condition, all together, not separate)». (P.D.Ouspensky., The Fourth Way, Vintage Books, N.Y., 1971, p. 44.)