Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Бал Мукунд Сингх: «Танцуй! Наслаждайся!»

| Еще
Бал Мукунд Сингх: «Танцуй! Наслаждайся!»Когда он поет мантры, время останавливается. Его задорный искренний смех способен развеселить даже самого мерзкого зануду. Ему около 60 лет, но асаны, которые он демонстрирует, едва ли под силу самым продвинутым йогам. Его знаменитые крики «Даааа!», «Beautiful asana!», «Карашооо!» и «Попа up! Put your ноздря to your колено» уже стали классикой и снятся по ночам. Его добрый взгляд и хитроватая улыбка так радуют, что ради них многие уже готовы пойти в Какасане, позе Ворона, хоть на край света. Это все он — наш старый добрый Гуруджи — мистер Бал Мукунд Сингх.

Мне повезло быть его ученицей. Бодрая после утренней серии многочисленных Сурья Намаскаров, а также джекопотрошительных балансов и прогибов во все возможные стороны, я решила поговорить с ним за завтраком. Итак, Гоа, желтый песок, маленькое кафе «Sea Horse» прямо на пляже и довольный Гуруджи с порцией чапати, дала и овощей. И я рядом, с трудом вписывающаяся со своим диктофоном в атмосферу полного Шанти. Учитывая специфику речи Гуруджи на индийском английском, очень непросто было перевести интервью на русский язык. И так как его речь была необыкновенно живой, я постаралась максимально сохранить ее.

— Гуруджи, как вам на Гоа?

— Не очень-то тут хорошо. Слишком жарко, воздух соленый, люди ходят слишком голые — я считаю, что Гоа — это не Индия, тут нет духовности. Я больше люблю преподавать в местах, где больше горного воздуха. Ришикеш — идеальное место для этого — не зря этот город является столицей йоги. Очень хорошо в Непале — там есть места, ты знаешь их, с видом на заснеженные вершины. В этих местах очень хорошо медитировать и делать пранаяму. Но мне тут начинает нравиться — я уже нашел себе много друзей (в этот момент мистер Сингх дает веселый подзатыльник официанту Вики и они дружно начинают что-то петь. — Прим. О.Г.)

— Гуруджи, у вас уже сто раз спрашивали, но мне все же интересно — как вы стали учителем йоги?


— Перед тем как стать инструктором йоги, я закончил свое медицинское образование и работал на заводе опиума. Вы, конечно знаете опиумные продукты — морфин, никотин и так далее. Эти вещества крайне вредны для легких, носа и здоровья вообще. Я работал там довольно долго, и молекулы наркотических веществ попадали мне в нос, а потом в мой организм, потом у меня началась ужасная аллергия, стали появляться негативные реакции на глазах. Но это происходило со мной только на территории завода — стоило мне выйти наружу — мое состояние резко улучшалось. Я не особо переживал по этому поводу, но со временем ситуация ухудшилась до такой степени, что я не мог спать ночью и просто в какие-то моменты не мог дышать. Я обратился к врачу и он прописал мне некоторые лекарства, но они помогали мне только тогда, когда я их использовал. И тогда я пришел к одному лекарю из Бихара, который был знаком со Свами Дхирендрой Брахмачари. И он посоветовал мне отправиться в Дели, чтобы изучить там некоторые йоговские упражнения, которые должны были мне помочь. Я отправился туда в июне 1980 года, чтобы позаниматься там месяц. Но попасть туда мог не каждый — 700 кандидатов претендовало на 100 мест. К счастью, мне повезло и меня выбрали для тренировок, но они были уже не в Дели, а в горах, в Джаму и Кашмире. 60 девушек и 60 молодых людей были выбраны для этого тренинга и отправились туда.

Там я познал очистительные процедуры — Сутра нети, Джала нети, а также асаны и пранаямы. Через месяц все мои проблемы ушли. Параллельно это был курс, связанный с сертификацией, на которую необходимо было сдать экзамены и я успешно сдал их, заняв первую позицию по результатам. Свами Дхирендра Брахмачари спросил, у кого были лучшие результаты, и узнав, что у меня, он пригласил меня работать в его институте учителем йоги. Я согласился, спросил разрешения у моих родителей и уехал в Дели на год. Во время пребывания там я постепенно начал участвовать в соревнованиях. В 1982-1984 году я демонстрировал асаны на делийском телевидении в программе Свами Дхирендры Брахмачари.

В 1987 я поехал в Пуну на соревнование и занял там первое место. С тех пор я ездил по миру преподавал йогу — я побывал во многих странах СССР — в Узбекистане, Туркменистане, Армении, Грузии, Казахстане и во многих других местах. В 1988 году я поехал на самое главное в Индии соревнование по йоге и получил там золотую медаль. Шесть раз в своей жизни я удостаивался золотой медали, и это происходило в недолгий период с 1989 по 1996 годы. Тогда меня пригласили в Аргентину на Всемирное соревнование по йоге в Буэнос-Айресе. Я принял в нем участие и тоже получил золотую медаль! Потом снова в Буэнос-Айресе, потом в Женеве и в Италии, потом опять в Буэнос-Айресе. С тех пор я преподаю йогу и йогатерапию в Дели и езжу по миру с семинарами.

— В каком количестве стран вы уже побывали со своими семинарами?

— Я посетил около 40 стран.

— Очевидно, у вас прекрасный опыт общения с йогами разных национальностей. Вы можете отметить, есть ли какие-то различающиеся особенности между индийскими, русскими, бразильскими и другими йогами?

— Тела и сознание у разных наций очень разные, потому что разный климат, разные привычки в питании, разные культуры. Кто-то верит в одного Бога, кто-то в другого, кто-то ест мясо, кто-то ест все, кроме мяса, кто-то алкоголик и наркоман, в кого-то здоровое тело.

У европейцев, например, тела очень негибкие, скованные. Они зачастую пренебрегают физическими упражнениями, слишком мало двигаются, и их тела тяжелые, неподвижные. Так как во многих европейских странах холодно, люди привыкли съеживаться и горбиться — отсюда у многих сутулая осанка. Они едят слишком много и слишком мало занимаются йогой. Если говорить о русских, то они более атлетичны и больше внимания уделяют йоге, потому что, например, такие гиганты как Айенгар приезжали лично в Москву и привлекли к культуре йоги большое внимание. В той же Москве сегодня встретить огромное количество хороших йога-центров. Так что очень многие русские знают йогу и занимаются ей. Они практикуют подолгу и серьезно и постепенно прогрессируют в своей практике.

Если взять, например, китайцев, то у них очень худые гибкие тела — их очень легко обучать. Идеальные для йоги тела у индийского народа, наверное это у них в генах. И сознание индийцев гораздо легче приспосабливается к медитациям. Кроме того, у всех индийцев очень прямая спина, т.к. они привыкли носить на голове тяжелые предметы и в стране так тепло, что горбиться и съеживаться тут просто неестественно.

Йога сейчас активно популяризируется, в основном за счет интернета. Люди в последнее время меньше верят в традиционную медицину и стараются поддерживать здоровье и нетрадиционными способами, такими как йога. Многие пытаются распрощаться с алкоголем, табаком, наркотиками и мясом, многие стремятся вести здоровую жизнь. Так что люди становятся все более развитыми в целом.

Кстати, на многое влияет и то, какую одежду носят люди. Европейцы, например, часто носят джинсы. Это очень нездоровая одежда — она слишком узкая и плотная — она сдавливает и натирает все, включая половые органы, от чего они теряют свою чувствительность. Индийцы носят свободную одежду, часто национальную — сари, пинджаби. Она очень комфортна и органы чувствуют себя более просторно. Поэтому у индийцев как правило все очень хорошо с сексуальной жизнью. У европейцев же очень часто с этим возникают проблемы.

— Вы рассказывали смешную историю про разницу между китайскими и индийскими женщинами...


— Да, у меня был очень забавный случай. Однажды на занятии в Индии я показывал Чатурангу Дандасану, в которой нужно было висеть над полом на руках и ногах, слегка оторвав от него грудь. Я подошел к одной из студенток и стал говорить ей, чтобы она подняла грудную клетку еще выше и еще выше. И тогда она не выдержала и сказала, смеясь: «Гуруджи! Я индианка, а не китаянка! У меня в отличии от китаянок грудь гораздо больше и я не могу ее вот так вот запросто поднять!»

— Женщины каких национальностей вам наиболее симпатичны?

— Я не очень люблю блондинок, скандинавы не кажутся мне очень привлекательными, я не понимаю их красоты. При этом мне нравятся многие русские женщины. Также мне очень нравятся бразильянки. У них потрясающая внешность и очень грациозное телосложение. Но больше всех меня привлекают индийские женщины, красивее них нет на земле!

— Ваш учитель принял брахмачарью, обет безбрачия, вы — нет. Каково ваше отношение к этому?


— Я считаю, что в том, чтобы иметь жену, нет ничего плохого и это никак не мешает йоге. Многие йоги имели женщин. У Шивы была жена, у Вишну, у Рамы. Суть брахмачарьи не в том, чтобы напрочь отказаться от секса, а в том, чтобы контролировать свою сексуальную энергию. Ты можешь ей поделиться, можешь нет — важно то, что ты ей управляешь. Я считаю себя человеком мира и очень космополитичен. Многие женщины мне нравятся и я считаю, что свободен в любой момент сменить спутницу жизни, но я не сделаю этого, потому что я люблю свою жену. По-настоящему люблю.

Не важно, есть у тебя жена или нет — важно, являешься ли ты йогом. Потому что то, чего хочет твое тело — это природа. Ты не можешь бороться в природой — так лучше сотрудничай с ней! Ты разрушишь себя, если будешь бороться. Если ты голоден и не ешь — ты убьешь себя. Голод — это естественно. Аппетит — это нормально. Отсутствие аппетита — проблема. Будда, например, пытался быть аскетом и какое-то время не принимал пищи, соблюдая тапас. Его тело истощилось, стало ужасным на вид. Он перестал смотреть на женщин. И его ученики восхищались им. Но что случилось потом? Будда приехал в Бихар и как-то раз, когда он сидел с закрытыми от изнеможения глазами под деревом Бодхи, к нему подошла очень красивая девушка. Она посмотрела на него и подумала — какой бедный мужчина! Его тело так истощено, ему не хватает пищи — он скоро умрет. Она принесла ему прекрасную еду — молоко, рис и накормила его. И его тело стало очень красивым и сильным. Он открыл глаза. Некоторые студенты сбежали — они посчитали, что принятие еды, тем более от женщины, неправильно. А он понял, что если ты не будешь есть, ты не сможешь обрести контроль над собой. Через месяц он сел под то же дерево и обрел просветление.

Все, что не движется, лишается жизни. Если мы не будем использовать то, что дала нам природа — мы частично умрем. Просто нужно иметь контроль над всем этим.

— Может ли женщина стать настоящим йогом и насколько это хорошо для мужчин?


— Еще как может! Мы знаем очень много сильных йогинь, таких как Лакшми, Парвати. Многие женщины становятся йогами и обретают силу, меняя все вокруг себя, меняя свое тело, меняя мужчин рядом с собой. Женская энергия очень сильна и если женщина овладевает искусством йоги, ее сила увеличивается в разы! Многие йоги-мужчины не желают, чтобы их жены тоже становились йогами, потому что над ними давлеет гордыня, они боятся, что их жены добьются больших результатов, чем они сами. Тем не менее, Шива, Рама и многие другие имели прекрасных жен и те очень помогали им.

— Вы строго следуете традиции Дхирендры Брахмачари в своей практике. Как вы считаете, насколько важно следовать какой-то конкретной традиции йоги?


— В Индии мы имеем огромное количество школ йоги с разными Гуру, и у каждого такого Гуру есть свой Гуру, у которого тоже был Гуру. И опираясь на это, невозможно сказать, какая система лучше, какая хуже. Это например как в том случае, когда кто-то любит йогу, кто-то просто физические упражнения в тренажерном зале, а кто-то любит поваляться на диване с книжкой. Если твой Гуру тебя учит — это уже система. Но в Индии у разных людей разные Гуру, так что нет универсальной системы в области йоги. У каждого свой индивидуальный стиль, индивидуальная практика и опыт. Ты не можешь сказать, что лучше, ты можешь просто пробовать что-то на себе. Но я скажу тебе очень важную вещь — все традиционное, что есть в Индии, — прекрасно. Если ты отступаешь от традиции — это твое личное дело. Многие учителя делают что-то свое, они не следуют ничему. Они создают свой собственный стиль, делают на этом бизнес. Но им нужно понять, что в йоге всегда лучше следовать традиции, чем делать то, что делают они. В Индии огромное количество традиций — здесь есть Шивананда ашрамы, ашрамы Айенгара, Бихарская школа, школы в Пуне, Делийский институт йоги, — они разные и следуют разным традициям. И это твое личное дело, какую ты любишь больше. Но не нужно ничего выдумывать самостоятельно — все уже было изобретено до тебя несколько тысячелетий назад!!!

Свами Дхирендра Брахмачари — ученик Махариши Картикейи, который изучал йогу в Гималаях и учил ей многих, включая Дхирендру. Дхирендра в свою очередь учил меня, а я учу тебя — так формируется традиция. Это не то, что ты придумываешь сам, это традиция. Многие думают, что они приходят в класс, чему-то обучают и автоматически становятся Гуру. Нет. Нет!! Потому что только переняв какую-то традицию, какую-то старинную систему, ты будешь что-то из себя представлять. И у тебя будет энергия твоего учителя, и ты сможешь преподавать час-два-три-четыре часа — сколько угодно. Ты видела во время наших занятий на пляже группу йогов во главе с какой-то женщиной? Они невнятно позанимались непонятно чем полчаса и закончили. Вопрос — кто их обучает?

Вообще я терпимо отношусь к остальным традициям, но хочу сохранить именно эту. Я хочу показать, как правильно подходить к ней, какая от нее польза, чем она отличается. (В этот момент пришел официант и спросил: «Все, можно забирать посуду, вы закончили?» и Гуруджи ответил: «Да, закончили, все закончилось. Все закончится однажды и в первую очередь это произойдет с твоим телом. Так что наслаждайся! Наслаждайся всем, что есть в природе! В твоей природе! Не думай о завтра и о том, что случится завтра. Наслаждайся!!!» — Прим. О.Г.)

— Расскажите нашим читателям, чем йога Дхирендры Брахмачари отличается от остальных?


— Это очень красивая классическая йога с большим количеством мощных асан, и ее уникальной особенностью является комплекс Сукшма-Вьяяма. «Сукшма» — значит очень простой, тонкий, «Вьяяма» — значит упражнение. Многие люди делают определенные асаны сразу, без разминки. Кто-то начинает с пранаямы, кто-то с Шавасаны, кто-то с Сурья-Намаскар. Но Дхирендра Брахмачари говорил — нет. Если твое тело сильно, ты можешь начинать как угодно, но если тело еще слабо и не окрепло для выполнения сложных форм, тебе нужно попробовать медленно постепенно входить в занятие при помощи Сукшма-Вьяямы, начиная с ушей, глаз, головы, шеи... Ты активизируешь нервную систему, потом постепенно разогреваешь все тело, часть за частью. И когда ты после этого переходишь к асанам — ты почувствуешь, насколько разогрето и активно твое тело. Если ты пришел на урок и чувствуешь себя ослабленным, с трудом представляя, как ты сейчас будешь делать все эти стойки и балансы, то после Сукшма-Вьяямы для тебя все это проще простого.

А в ситуации с асанами все более традиционно. Какие-то асаны в этой системе используются для медитации (Падмасана, Сиддхасана), какие-то имеют терапевтический эффект, какие-то просто являются очень мощными и энергизирующими. В этой системе используется очень много разных асан, и все они упоминаются в Йога Шастрах.

— В книгах Дхирендры говорится о том, что нужно делать разные крии, такие как Кичали, Кунджала и т.д. Их обязательно выполнять всем последователям традиции?


— Они желательны и очень хороши для вашего здоровья и очищения. Но это скорее используется в терапии, и не является обязательной частью практики. Если у вас нет проблем — вы можете не делать крийи, по крайней мере сложные с заглатыванием ткани и подрезанием языка.

— Я слышала, у вас в институте есть специальные классы для подготовки военных. Расскажите про них.

— Мой институт очень заинтересован во внедрении йоги в общество, чтобы оно стало здоровее и гармоничнее. Наши военные находятся очень далеко от своих семей, имеют тяжелый распорядок дня и их ум очень беспокоен. Поэтому наше правительство решило в помощь им использовать йогу. Мы решили, что йога поможет нашей армии стать более сильной. Они выбрали около 60 военных, изначально сильных физически, пригласили их в институт, эксперимент прошел удачно и наш министр написал письмо генералам о том, чтобы те приглашали в институт военных. Они проводили с ними 4-6 месячный йога-курс, а потом принимали экзамены и выдавали сертификаты. Время от времени наш институт организовывает тренинги для врачей. Наши йога-учителя работают в больницах и помогают излечивать болезни при помощи йоги, часто даже в тех случаях, когда медицина бессильна.

— Расскажите про вашу семью.

— У нас очень большая семья — в Индии это очень популярно. У меня есть жена и два сына, старший работает на частном медицинском заводе, другой служит в армии. Жена живет со мной в Дели и мой сын с внуком тоже. У меня есть еще два брата — один живет в Варанаси и тоже преподает там йогу, а другой читает лекции, у них по два сына и мой отец живет с ними. У меня также есть две сестры и их сыновья тоже работают в сфере йоги. Но никто из них не продвигает традицию Дхирендры Брахмачари.

— Вы говорили, что очень уповаете на маленького внука Чото...

— Да, он моя большая надежда. Мой сын не очень заинтересован в йоге, он занимается, но не хочет преподавать. Поэтому я ожидаю, что моим преемником станет мой чудо-Чото. Ему сейчас 3 года, он обожает делать всякие асаны. Мои привычки передаются ему, я это вижу. Он повторяет за мной вещи, которые я практикую, и я думаю, когда он вырастет, он станет йога-тичером. Он смотрит, как я занимаюсь и делает то же самое — выполняет Пашчимотанасану, Гомукхасану, Подмасану. Поет со мной мантры — «Ом Шанти-Шанти-Шанти»...

— Как ваша жена относится к вашим занятиям йогой?

— Она не выражает своего мнения. Она не ограничивает меня ни в чем. Индийские женщины очень лояльны по отношению к своим мужьям и очень верят в них. Что бы ты не делал — жена допускает это, потому что это твое желание. Она очень мной гордится, потому что я популярный йога-тичер. Она видит, как много людей уважают меня, и очень радуется всем моим успехам.

— Какой религии придерживается ваша семья?

— Мы принадлежим к Раджпутам. Согласно моей культуре мы должны жениться на человеке той же религии и касты, что и мы сами. Мы верим во многих богов — в Вишну, в Кришну, в Будду. Мы верим, что все есть Бог. Конечно, мы особо почитаем Шиву — в индуизме он очень популярен, потому что у него есть сила, третий глаз. Многие люди в Индии строят ему храмы и поклоняются ему. Но мы не думаем, почему мы должны верить только в Шиву, или только в Вишну, Раму или Кришну. Мы допускаем все. И очень почитаем богов — ты видишь доказательство этому во всех местах — в домах, аэропортах, на улицах.

— Гуруджи, каковы ваши планы, ближайшие и дальнейшие?


— У меня такие же мечты, как у моего Гуру — популяризировать йогу везде — во всей Индии, во всем мире. Он хотел учить всех — бедных и богатых, больных и здоровых, всех. Когда я выйду на пенсию, я хочу открыть свой ашрам, куда сможет прийти любой человек из любой семьи и любой страны. Я хочу, чтобы в этом ашраме йога была доступна для всех, — если у кого-то нет денег, они тоже смогут приезжать туда и заниматься. И если мне это удастся — я буду реализовывать там все свои задумки.

Меня очень вдохновляет одна история. Одна индийская девушка была инвалидом — она не имела кистей рук и была очень бедной при этом, настолько, что не могла даже учиться в школе. Она решила написать письмо Обаме и рассказать об этом, и о том, что очень хочет получить хорошее образование. От него пришел ответ с предложением помощи и с вопросом о том, сколько денег ей нужно. И тогда девушка ответила «Мне не нужны деньги, я просто хочу получать знания. Дайте мне возможность учиться и я буду счастлива».

— Как вы понимаете свободу?


— Свобода — это система того, как ты ощущаешь себя физически, ментально и духовно. Если уровень моего сознания высок — я свободен. Свобода есть во всех созданиях мира. Но свобода человеческая — это дисциплина. Например, твой разум считает, что он свободен и ты позволяешь себе пить, курить и принимать наркотики. И ты, пользуясь этой «свободой», делаешь все это. Но это как раз говорит о том, что твой разум не свободен, что он заблуждается, на нем висит сеть неправильного понимания. Свобода в дисциплине. Она также в том, чтобы давать свободу своей жене, своему мужу. Если ты постоянно контролируешь своего супруга, следишь за ним, за тем, чтобы он вовремя приходил домой — ты несвободен.

— Какова ваша жизненная философия?


— Нужно пытаться делать что-то хорошее для людей — для семьи, друзей, страны, чтобы люди запомнили тебя. Если ты ничего не делаешь для людей — ты не живешь. Если ты учитель йоги — ты можешь делать что-то полезное для всех, вне зависимости от их статуса и положения в обществе, потому что йога существует для всех. Ты просто даришь им здоровье. В этом моя философия, — посвящать свою жизнь другим людям.

Все хотят быть здоровыми и счастливыми. Люди бегают за деньгами, и у многих есть деньги, но они не счастливы, не здоровы, они не любят свои семьи и не делают ничего для них. Что ты сделаешь со своими деньгами если твое сознание слабо, если ты не счастлив и пребываешь в депрессии? Ничего.

В Бхагаватгите говорится о четырех вещах, которые важно иметь ввиду в жизни. Первое — это пища, она должна быть полезной и чистой, саттвичной. Второе — вы должны любить вашу жизнь — любить каждое действие, которое вы совершаете. Любить читать книги, смотреть телевизор, гулять, танцевать!! Потому что ваше тело на самом деле полно энергии. Используйте ее. Если можете танцевать — танцуйте, используйте всю энергию, чтобы ваш танец был по-настоящему красивым. Если вы больны, вы не будете танцевать, если вы танцуете — это значит, что вы здоровы. Наслаждайся! Наслаждайся и радуйся всему. (И тут Гуруджи много раз повторяет: «Enjoy! Enjoy! Enjoy!», что значит «Наслаждайся!», а потом заливается радостным смехом. — Прим. О.Г.). Многие люди возмущаются всему, что есть вокруг. То им не нравится их работа, то музыка, которую они слышат, то запах, то люди вокруг них. Они часто бегут от всего, выпивают бокал вина и ложатся спать. Не беги от жизни, принимай ее и наслаждайся!

Третье важное условие — это работа. Выполняй свою работу хорошо, где бы ты ни был — работай на благо других людей и выполняй свое дело добросовестно. Четвертое — хорошо спи ночью, соблюдай режим дня, во время ложись и вставай. Нарушение режима дня разрушает твое тело. Если ты не занимаешься йогой, но делаешь эти четыре вещи, йога автоматически приходит в твою жизнь. Арджуна спросил Кришну о том, что такое йога. Он сказал: «Расскажи мне, как правильно говорить, двигаться, думать». И Кришна посоветовал ему эти четыре вещи и сказал, что ему ничего больше не нужно делать, чтобы стать йогом.

— Какое послание вы хотели бы оставить российским йогам?

— Я хочу сказать им — здоровье очень важно. Вы работаете, читаете, путешествуете — это здорово. Но если нет здоровья — все рушится. Если у вас много денег, но вы не здоровы, хотя бы ментально — все рушится.

Мое послание будет таким: где бы вы ни были, что бы вы не делали — верьте в йогу. Делайте асаны, медитируйте, укрепляйте свое тело и душу. И вы будете достаточно сильными, чтобы поддерживать вашу семью и ваших близких. Не вовлекайтесь во вредные привычки, будьте чище этого. И всегда помните о вашем ментальном развитии — если вы просто ходите в спортзал, ваше тело станет крепким, но не ваше сознание. Не становитесь Майклом Тайсоном, — он супермен, но его сознание не сбалансировано. Занимайтесь йогой, чтобы ваше тело и сознание были в балансе. И еще раз повторю — НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!

Беседовала Ольга Гришкова
Центр йоги «Сфера», Санкт-Петербург


Регулярные занятия по йоге Брахмачари в Санкт-Петербурге


Адрес центра йоги «Сфера»:
Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 17
Тел.: (812) 633-06-30
Разместил: Yoga Sfera | 30 ноября 2009 | Просмотров: 6866 | Комментариев: 0

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Всё что нужно - это практика
Крийя-йога использует различные элементы хатха-йоги, исключая большое количество асан и пранаям, используя только те, которые могут привести к духовному пробуждению. В крийя-йоге при правильной практике медитация наступает естественным образом. Сейчас многие пытаются учить медитации, но медитация...

Что такое Йога?
Природа создана из разных элементов, которые в свою очередь создают новые вещества, вступая в реакцию друг с другом. Когда возникает какой-нибудь дисбаланс или противостояние в их взаимодействии, природа стремится вернуть равновесие, и если позволить природе делать свою работу, тогда в окружающей...

Андрей Сафронов «Йога за 5 минут или как не попасть»
Многие фитнес-клубы почувствовав интерес к йоге пытаются ввести ее в свой репертуар. Однако квалифицированных специалистов мало. Возникает специфический спрос… Разумеется, его скоро удовлетворят. Найдутся структуры, которые проведут недельные курсы и выдадут дипломы инструкторов йоги. Вот только...

Хатха-йога – путь к познанию вашего тела
Три недели назад я посетил уникальный йога-марафон, где состоялась практическая презентация йога студий г. Львова и интерсеные и познавательные лекции о здоровом питании. Именно после этого марафона я понял, что йога мне тоже необходима. Выбрал я одну из студий, где основным направлением является...

Московские йоги, кто они?
В Москве существует всего несколько центров, где работают настоящие профессионалы. Потому при поиске места для занятий следует быть очень и очень осторожными. Лучше всего руководствоваться советами знакомых, которые практикуют йогу хотя бы несколько лет, потом попробовать посетить несколько занятий...

Индийские мусульмане vs. Йога
С самого момента, как премьер-министр Индии Нарендра Моди предложил ООН учредить Международный день йоги, многие его критиковали. В частности, индийские мусульмане стали опасаться, что это решение затронет их религиозные права и свободы. Для Индии этот праздник имеет огромное значение: 21 июня в...

Йога - друг танцора
Сегодня мы поговорим о йоге, но не как о глобальном явлении – на это потребуется не одна статья, а о связи йоги с танцами. Давайте определимся с основными понятиями, которые связывают йогу и танцы: - дыхание. Один из важнейших аспектов йоги. В ученье йоги есть множество техник дыхания, каждая из...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100