Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Развитие мыслительных функций у детей

| Еще

Когнитивное развитие ставит в центр рассмотрения особенности обучения детей и переработки ими новой информации.

Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, оно включает в себя язык, мысленные представления, аргументацию, навыки решения проблем и развитие памяти.

По общему мнению, Жан Пиаже выступает в качестве центрального теоретика современного изучения ребенка. Он разработал собственную систему изучения детского мышления и речи, изучал закономерности детского мышления, которые не были отмечены кем-либо до него. В его теории рассматривается процесс развития мыслительных операций детей от младенчества до подросткового возраста с выделением нескольких этапов.

Хотя Жан Пиаже и выделил четкие этапы когнитивного развития детей, что особенно полезно для психолого-педагогических нужд, он не обратил внимания на то, что развитие мыслительных функций – не автоматический, не детерминированный процесс.

А ведь ребенок не сможет пройти обозначенные им стадии без соответствующего обучения. В противовес животным, человек знает и умеет делать только то, чему он был обучен. Этот фундаментальный признак был подтвержден исследованиями детей, воспитанных в обогащенной среде (благоприятствующей научению) и в условиях обедненной среды, не способствовавшей развитию детей. Этот принцип был также подтвержден историями об одичавших детях.

Эксперимент в школе Гленвуд

Эксперимент показал, что обогащенная среда может значительно повысить показатель IQ, в то время как обедненная может привести к сильному снижению IQ.

Особенно интересное исследование раннего развития детей связано с изучением 25 детей из специального приюта. Эти дети росли в сильно обедненной среде из-за переполненности и недостаточного финансирования приюта. 13 детей в среднем возрасте 19 месяцев был переведены в школу Гленвуд и прикреплены каждый к отдельной женщине, занимавшейся их воспитанием и заботой о них. Скилс, проводивший эксперимент, сознательно выбрал детей с наиболее низким уровнем интеллектуального развития для перемещения в школу Гленвуд. Их средний IQ был на уровне 64 пунктов, в то время как у 12 оставшихся в приюте детей он составлял в среднем 87 пунктов.

В школе Гленвуд детей поместили в новую среду, где о них заботились и окружали вниманием женщины-заменители матерей. У них были разнообразные игрушки, их водили на экскурсии, много разговаривали с ними. Женщин специально обучили, как развивать детей и их речевую активность.

Через 18 месяцев были зафиксированы кардинальные изменения: у детей, помещенных в благоприятную среду и получавших дополнительное обучение: средняя прибавка к IQ составила 29 пунктов! Последующие дополнительные исследования были проведены еще через два с половиной года. 11 из 13 детей, перевезенных в Гленвуд, были усыновлены (удочерены) и продемонстрировали уровень IQ = 101. 2 детей, которые не были усыновлены, снова были отправлены в приют и потеряли приобретенный уровень развития. Контрольная группа из 12 детей, оставленных в приюте имела среднее значение IQ = 66 пунктам (среднее снижение на 21 пункт по отношению к начальному результату)

Более красноречивым показателем, нежели уровень IQ, можно считать разницу в качестве жизни исследованных групп. Когда дети достигли совершеннолетия, новое дополнительное исследование выявило следующее: экспериментальная группа детей стала продуктивными, адекватно функционирующими взрослыми, в то время как выросшие дети из контрольной группы оказались умственно отсталыми.

Одичавшие дети и то, чему мы у них учимся

Наверное, самой известной историей одичавших детей можно считать историю двух девочек – Амалы и Камалы, выращенных волчицей. В 1920 году преподобный Сингх увидел волчицу и ее выводок, причем двое из выводка были с длинными волосами и похожи на людей. После изрядных трудностей человеческие существа были пойманы. Оказалось, что это были девочки, чей возраст Сингх оценил примерно в восемь лет и полтора года.

Они были доставлены в детский дом в Индию, где жили Преподобный и его жена. В поведении и внешнем виде Сингх описал их как «волчьи». Они ходили на четырех конечностях, и на ладонях и коленях у них были костные мозоли.

Девочки, воспитанные волчицей, любили сырое мясо и частенько крали его при удобной возможности. Их языки постоянно были вывешены изо рта, и они часто тяжело дышали, как это делают волки. Они никогда не спали после полуночи, а бродили и выли по ночам. Они могли двигаться практически так же быстро, как и белки, так что догнать их было очень трудно. Девочки совершенно избегали человеческого общества. При приближении к ним людей они часто скалили зубы. Чутье их было очень развито – они могли учуять мясо на больших расстояниях. Другой их особенностью было не очень хорошее зрение в дневное время и отличная ориентация ночью. В сентябре 1921 года обе девочки заболели и Амала, младшая из них, умерла.

Есть и другие истории о диких детях. Среди прочих можно отметить историю о мальчике из Сирии, который ел траву и мог прыгать как антилопа, историю о девочке, которая жила в лесах Индонезии в течение шести лет после того, как она упала в реку. Она ходила как обезьяна, а зубы ее были остры, как бритва.

Эти истории не просто подтверждают важную роль образования. Они показывают, что человеческое существо не только может, но и должно быть обучено для того, что стать человеком в полном смысле этого слова.

Медведю не нужно учиться, чтобы стать медведем; он и так медведь. Утка не нуждается в уроках, и муравей вполне чувствует себя удовлетворенным жизнью без инструкций со стороны других муравьев. Даже изолированные с рождения от сородичей животные проявляют четко узнаваемые инстинкты. Кошка, даже выращенная собакой, будет вести себя по-прежнему как кошка и не будет пытаться укусить почтальона. Есть лишь несколько исключений: например, лев, выращенный в изоляции от сородичей, не сможет охотиться на антилоп.

Человек вступает в жизнь слабо к ней приспособленным. Знания, которые необходимы ребенку для того, чтобы стать человеком, не находятся в «потенциальном», актуализируемом состоянии. Все, что ребенок знает и умеет, должно было быть сперва выучено. Это, конечно, не относится к простейшим физиологическим функциям вроде дыхания и безусловным рефлексам (скажем, закрытие глаза при приближении к нему объекта). Все остальное должно быть приобретено в процессе обучения.

Поэтому всякий раз, когда вы обнаружили термин "интеллектуальное развитие", всегда имейте в виду, что это не автоматический процесс.

Источник:
Дмитрий Науменко
Psychologov.net - Интересная психология

Разместил: Lotos | 22 июня 2008 | Просмотров: 5789 | Комментариев: 6

 (всего голосов: 0)   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  24 июня 2008, 17:09  
Мозг - это очень простая вещь, сродни винчестера у компа... и кто этого не понимает, несет про него полный бред. :)
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  24 июня 2008, 17:11  
Ну воспитание.. что сказать, вряд ли кто из этих детей оценил жизнь человека цивилизованого более чем на трешечку. Постоянная пахота на дядю и постоянное невротическое состояние от "жизненных проблем" :)))
Ник: нето
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 143
нето (Участник  0 | 143)  ·  24 июня 2008, 17:13  
Эти истории не просто подтверждают важную роль образования.

Наоборот показали, что человек без образования и цивилизации может жить в природе, и не заморачиваться на её убийство и чрезмерную эксплуатацию.
Ник: lordever
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 84
lordever (Участник  0 | 84)  ·  2 июля 2008, 18:19  
Шимпанзе тоже хорошо обучаются. Подкалывает учителя и смеется при этом. Научившись говорить на языке глухонемых, себя уже причисляет к человекам, а своего отца - черная волосатая тварь. А если научить обращаться с компом. Руководить производсвом.

НАЧИТАННАЯ ОБЕЗЬЯНА - ЕЩЕ НЕ ЧЕЛОВЕК.
Ник: Станислав
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Станислав (Гость  0 | 0)  ·  11 августа 2008, 11:28  
Мозг - сложнейшая субстанция. Человеку не дано до конца понять его
Ник: 
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
(Гость  0 | 0)  ·  11 августа 2008, 12:54  
чем понять не дано что? и где это понимание?
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Объем мозга слабо связан уровнем интеллекта
Несмотря на большие успехи нейробиологии в последние десятилетия, извечный вопрос о том, почему одни люди умнее других, по-прежнему остается без ответа. Попытки найти корреляцию между интеллектуальным уровнем и степенью развития тех или иных отделов мозга, конечно, предпринимались, но четких...

Одушевленность материи и детское мышление
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о сущности окружающих его вещей. Я имеют в виду не то, из чего состоят объекты, зачем они нужны, как созданы и какова их роль в мире. Я говорю о куда более загадочных вещах - об одушевленности материи. Бесспорно, что часть материи одушевлена - это, по...

Порядок рождения опосредованно влияет на интеллект
Некоторые исследователи предполагали, что наблюдаемая связь может быть артефактом, поскольку в больших семьях интеллект у всех детей в среднем ниже, а когда проводится усреднение по множеству семей, то данные по детям с большими «порядковыми номерами» отражают ситуацию преимущественно в больших...

Домострой, 21 век
Чего именно хотят взрослые, выращивая и воспитывая детей? Чтобы они были «правильными»? «Нормальными»? Или чтобы они были похожи на своих предшественников? Чтобы ни один человек не смог указать на него пальцем и сказать: «Этот парень не совсем здоров». Тем временем, этот ребенок будет самым...

Связь родителей и детей
Связь родителей и детей переносится зачастую так тяжело, поскольку насильственна. Всё развитие человечества идет таким образом, что люди освобождаются и получают возможность сами выбирать, - например, выбирать, от чего будет зависеть их жизнь. И люди с каждым поколением всё с большей нетерпимостью...

Человечество умнеет
Существует любопытная закономерность — с каждым поколением люди становятся умнее! Конечно, слово "умнее" мало что объясняет — речь идет о результатах тестов IQ. Мы справляемся с задачками, входящими в этот тест, лучше, чем наши родители, а наши дети справятся с ними лучше нас. Этот эффект получил...

Чада Индиго
Они уже заметны и в школе, и в детском саду, и в семье, где родители с удивлением, тревогой и даже с настороженностью наблюдают, как растет и развивается их сын или дочь. Откуда такой взрослый взгляд на многие ситуации, которые, казалось бы, должны забавлять или оставлять без внимания незрелый...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100