|
Одушевленность материи и детское мышлениеКаждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о сущности окружающих его вещей. Я имеют в виду не то, из чего состоят объекты, зачем они нужны, как созданы и какова их роль в мире. Я говорю о куда более загадочных вещах - об одушевленности материи. Бесспорно, что часть материи одушевлена - это, по крайней мере, мы с вами - люди-человеки с высоокоогранизованной психикой и сложной нервной системой (самой сложной из известных на сегодня, не считая нервных систем посланцев других миров, если таковые имеются). Тут, я думаю, все понятно и просто. Ведь нам еще в школе активно рассказывали, что у человека, мол, психическая жизнь самая многогранная и высокоорганизованная - может оно и так, но сейчас речь не об этом. Все это как-то уложилось в голове, люди свыклись с такой мыслью, а тут еще и приплели понятие "душа", которое обозначает неизвестно что. В самом деле, вы лично можете дать определение столь странному понятию? Обоснованное, недвусмысленное и так, чтобы и ребенку было понятно? Наверное, нет. Вот и я тоже, будучи психологом по образованию, отучившись N лет, изучая, так сказать, душу ("psyche", душа), так и не могу сказать, что же это такое. И изучать ее пробуют, и замерять. А получается ерунда какая-то: то она есть, то ее нет, а когда и вовсе замеряется и изучается все что угодно, но только не душа (а скажем, психические процессы и нервные импульсы их обеспечивающие). А раз мы (люди) толком не знаем, что такое то, что названо "душой", то как мы может отказывать другим объектам в одушевленности? Положим, некоторые из вас согласятся, что душа или ее упрощенное подобие могут быть (или есть) у животных, а то и вовсе у растений. Кто-то из вас, наоборот, ни в коем случае с этим не согласится - и все будут в итоге правы. Потому что никто не знает, что такое душа, и каждый может вкладывать в нее свое понимание. В психологии, кстати, существует 4 принципиальных подхода к "присвоению" души: Причем первые два подхода в рамках классической психологии даже не принимаются во внимание ввиду своей "мифологичности". Ученые их как бы отбрасывают по умолчанию. И действительно, каким же образом душой может обладать то, что совершенно не похоже на человека??!! Ерудна какая, даже рассматривать не будем. А между тем, все не так однозначно. Люди, по моему глубокому убеждению - далеко не единственные носители души и это понимание скорее присуще детям, в то время как взрослые с головой окунаются в неприкрытый материализм, практически не претерпевший изменений со времен Карла Маркса. Так, обратимся к интересным аспектам исследований детей, проведенных в своем время величайшим французским психологом Жаном Пиаже. Будучи сторонником концепции детского развития на основе развития мышления, он изучал проявления и особенности детского мышления от рождения до ранней юности и пришел ко многим поразительным заключениям, способным удивить неосведомленных людей даже в наше время (исследования проводились преимущественно в середине прошлого века). В частности, Пиаже предположил и доказал то, что мышление детей не имеет "количественных" отличий от мышления взрослого, что мышление детей нельзя назвать недоразвитым по отношению к взрослым. Пиаже установил, что существует качественное своеобразие мышления у детей. К чему я все это веду? Веду я к тому, что помимо прочих особенностей, Жан Пиаже выделил две интересные особенности детского мышления: 1. Анимизм. Он представляет собой тенденцию маленьких детей считать все объекты одушевленными, наделенными жизнью и сознанием, а особенно те, которые самостоятельно движутся (начиная от луны и речки, и заканчивая автомобилем). 2. Артификализм. Это понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком или для человека. Так ребенок считает, что Солнце есть для того "чтобы нам светло было", а река - "чтобы лодки плыли". Ну и что с того? - скажете вы. Подрастут дети и будут думать правильно. Да, взрослые их научат тому, что у камней, книг, машин и мобильных телефонов души нет. Да, детям расскажут, что Солнце существует вовсе не для того, чтобы "нам светло было", а существует объективно и независимо от нашей воли и вообще - зарождение жизни на земле случайно. И так далее и тому подобное. Итог - вырастает еще один материалист, а ведь он, вероятно, в начале своей жизни постиг глубочайшие тайны: он увидел одушевленность во всем, что его окружает; маленький человечек усмотрел то, что мир существует для нас, для людей. Он почувствовал, что МЫ - люди главные в этом мире и все в нем сделано для нас и по нашей воле, причем не только на Земле, но и далеко за ее пределами (Луна, Солнце). Так почему же мы навязываем маленькому первооткрывателю с еще чистым разумом, не испорченным обществом, его догмами и заржавевшими взглядами совершенно непроверенные взгляды, чуждые ребенку? Вы на самом деле ЗНАЕТЕ, что у монитора, на который вы сейчас смотрите, нет души? Вы уверены, что стул, на котором вы сидите - не более чем кусок дерева (пластика, металла) особой формы? Если Ваш ответ - Да, я предполагаю, что вы можете как-то его обосновать. Не можете? Вот и нечего нести околесицу и забивать непроверенными предположениями голову другим людям, а самое главное - детям. Разрешите им думать так, как они считаю верным, ведь дети - самые неиспорченные существа. Маленькие дети могут открыть такое, что для ригидного (негибкого) ума взрослого будет просто непостижимо, либо покажется полной ерундой. Однако задумайтесь: возможно, ерундой является то, как думаете вы, а не то, как думает ребенок! Дмитрий Науменко Источник:Psychologov.net - Интересная психология Разместил: Lotos | 26 мая 2008 | Просмотров: 6127 | Комментариев: 11
(всего голосов: 0) · Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter Комментарии:
Смотрите также:По общему мнению, Жан Пиаже выступает в качестве центрального теоретика современного изучения ребенка. Он разработал собственную систему изучения детского мышления и речи, изучал закономерности детского мышления, которые не были отмечены кем-либо до него. В его теории рассматривается процесс развития мыслительных операций детей от младенчества до подросткового возраста с выделением нескольких...
Читать далее >>> Приятие – одно из самых известных слов в психологии и эзотерике. Много где утверждается, что приятие – это очень важно. Однако, почти нигде не говорится, что же все-таки это такое – приятие. А на самом деле всё очень просто. Приятие – это когда мышление соответствует реальности. Проще говоря, приятие, это когда ты признаешь, что то, что есть – есть, а того, чего нет – нет. Соответственно,...
Читать далее >>> Мы все думаем. Это одно из главных отличий человека от животных – умение думать сложным образом с использованием разнообразных слов. От нашего мышления во многом зависит наше поведение. А значит, развивая свое мышление, мы развиваем то, как мы живем. Что вообще это такое – «развитие мышления»? Начать здесь стоит с того, что способов мышления – бесконечное множество. Фактически, любая осмысленная...
Читать далее >>> Для начала я укажу, зачем вообще делать мышление непротиворечивым. Дело в том, что любое противоречие, любой конфликт, любой в спор нашем мышлении – приводит к блокировке самой способности мыслить. Как только мышление входит в состояние противоречия, оно останавливается и не знает, куда идти дальше. Мы можем переживать это как «тупость», «слабость» или «лень», хотя на самом деле это – всего лишь...
Читать далее >>> Чего именно хотят взрослые, выращивая и воспитывая детей? Чтобы они были «правильными»? «Нормальными»? Или чтобы они были похожи на своих предшественников? Чтобы ни один человек не смог указать на него пальцем и сказать: «Этот парень не совсем здоров». Тем временем, этот ребенок будет самым талантливым в своём классе, выделяться среди своих сверстников как мировоззрением, так и интеллектуальными...
Читать далее >>> Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление – слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго. Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и...
Читать далее >>> Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий. То есть при помощи различных обобщенных терминов, вроде «бытие», «сознание», «смысл», «жизнь», «знание», «Вселенная» и так далее. Казалось бы, зачем это нужно, если в конкретной реальности подобных абстрактных явлений не бывает? Но всё дело в том, что без абстрактного мышления у нас и конкретное толком работать не будет. Почему...
Читать далее >>> ИнформацияПосетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться. |
|
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки |
Лотос 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :) | Правообладателям |
|