Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Тибетские амулеты

| Еще
Довольно долго тема тибетских амулетов не освящалась на Западе, так как внимание исследователей тибетской культуры в основном уделялось более выразительным видам тибетского искусства - живописи тханг-ка и скульптуре. Тем временем, всевозможные амулеты всегда использовали жители Гималайского региона - с древних времен и по наши дни. Так в Тибете в качестве амулетов применяются драгоценные камни зи (gzi), различные символы и божества сделанные из металла (тхогчаги, thog lcags) и из глины (ца-ца, tsa tsa), или узелки из нитей, благословленные ламой. В данной статье речь пойдет об амулетах, которые изображаются на бумаге, на коре бересты и других материалах.

Чаще их печатают с деревянных форм на бумаге или на ткани. Это могут быть просто несколько букв, фраз или мантр, которые помещают в доме, носят на теле или даже употребляют в пищу. Более сложные мотивы включают изображение символов, священных предметов и различных божеств из сутр и тантр буддизма, а также изображения великих буддийских учителей. Такие амулеты создавали, чтобы призвать удачу, богатство, благополучие, долгую жизнь, мудрость или же защититься от болезней, несчастий, злых духов, неблагоприятных астрологических воздействий.

Тибетские амулеты имеют два основных источника - часть амулетов восходит к буддийской традиции Индии, другая часть к древней тибетской традиции бон. В Индии защитные амулеты и заклинания использовались ещё до возникновения буддизма. Так, большинство заклинаний собрано в Атхарваведе, а также они подробно описываются в Аюрведе. Искусство создания магических "чертежей" упоминается даже в Кама-сутре.

В буддийских сутрах упоминается множество случаев, когда Будда Шакьямуни произносил и благословлял защитные заклинания - дхарани, которые затем повторяли его последователи. Самые ранее упоминания о защитных заклинаниях находят в Саддхарма пундарике (I век н.э.) и Сукхавати вьюхе (II век н.э.). В особенности, много буддийских амулетов относится к таким текстам как Манджушри-мула-кальпа и Гухьясамаджа тантра. Искусство создания амулетов изучалось и в великих буддийских университетах Наланды и Викрампура.

Согласно раннему буддийскому тексту, принадлежащему Васубхандху, существует четыре типа дхарани Бодхисаттв:
1) дхарма дхарани - увеличивают память, мудрость и силу
2) артха дхарани - дают интуицию и способность понимать смысл (артха)
3) мантра дхарани - даруют совершенство
4) кшанти дхарани - увеличивают заслуги

Итак, многие дхарани были произнесены и наделены силой самим Буддой Шакьямуни, другие дхарани создавали великие учителя и махасиддхи, или они волшебным образом возникали из священных объектов при определенных обстоятельствах. Дхарани также могли приходить из других миров, где существовало учение Будды (Праджняпарамита-дхарани), их открывали как сокрытые сокровища - терма, или даже находили среди пепла после кремации великих учителей.

Чтобы использовать подобные амулеты, не достаточно было их просто создать - амулеты необходимо было освятить, дабы привести в действие их силу. Для этого могли осуществить роскошный ритуал с множеством подношением или лама мог просто прочитать несколько раз особую мантру и подуть на амулет. Нередко такие амулеты специальным образом обматывали цветными нитями, так что само изображение не было видно, и носили на теле.

Бон-по используют свои собственные мантры для создания амулетов, которые по структуре сходны с буддийскими. Не известно, использовались ли амулеты и заклинания, отпечатанные или нарисованные на бумаге до прихода буддизма в Тибет, но исследователи точно знают, что ещё в до-буддийский период в Тибете применяли тхогчаги (thog lcags) - амулеты созданные из бронзы и метеоритного железа.

Общее название для амулетов на тибетском - сунг (srung ), что буквально означает "защита, охрана". Амулет, обмотанный нитями, называется сунг ку (srung skud). Часто амулеты кладут в маленькие кулоны - гау (ga'u). Очень много амулетов изображается в виде концентрических кругов, в которые вписаны мантры, слоги и символы, тогда они называются сунгкор (srung 'khor). Сунгкор может изображаться расположенным на различных животных, которые являются передвижным средством (ваханой), того или иного божества - в зависимости от того, для защиты от какого класса существ создаетcя сунгкор. Если он предназначается для защиты от духов смерти шиндже, тогда изображается бык, от демонов дуд - як, от духов предков гьялпо - обезьяна, от женских духов мамо - черная птица, от духов цен - олень, от духов планет ца - козел, от духов земли садагов - свинья и от водных духов лу (нагов) - лягушка.

На многих буддийских амулетах мантры пишут древним индийским письмом – Ланца. Чаще всего можно увидеть знаменитую мантру Авалокитешвары – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, изображенную таким письмом. Кроме того, есть амулеты, в которые, когда их напечатают, нужно вписать тот или иной слог именно шрифтом Ланца чернилами, сделанными из особых субстанций – это могут быть смеси растительного и животного происхождения.

Примерами простейших амулетов могут служить мантры Авалокитешвары, Будды Шакьямуни, Падмасамбхавы, Ваджрасаттвы, Ушнишивиджаи и других божеств напечатанные на бумаге с различными благопожеланиями. Часто на амулетах встречаются 10 слогов мантры Калачакры наложенных друг на друга, Гега Лама называет их "10 переплетенных слогов силы". Иногда их изображает вместе с символом мудрости – пламенным мечом и другими известными благоприятными символами. Другой мотив – это ступа, на которой написано множество мантр, в центре ступы может быть Будда Шакьямуни. На амулетах нередко присутствуют такие божества как Амитаюс, Манджушри, Ваджрапани, Зелена Тара, Дзамбала.

Обширное собрание наставлений по составлению амулетов всех видов магических действий находится в традиции Ньингмапа. Большинство наставлений тайные, так что они не доступны для публичного ознакомления.

На западе множество примеров тибетских амулетов можно представлено в книге Ника Дугласа "Тибетские тантрические заклинания и амулеты". Описание некоторых амулетов и ритуалов их освящения можно найти в книге Небески-Войковича "Оракулы и Демоны Тибета и Стефана Бийера "Культ Тары". Кроме того, в книге Гега Ламы есть несколько примеров амулетов и их описание.

Тибетские амулеты в магазине OmStore:


Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты

Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты Тибетские амулеты

Источники:
1. Nik Douglas "Tibetan Tantric Charms and Amulets".
2. Rene De Nebesky-Wojkowitz "Oracles and Demons of Tibet".
3. Gega Lama "Principles of Tibetan Art"
4. Stephan Beyer "The Cult of Tara"
5. John Vincent Bellezza «The Ancient Amulets of Tibet: Thogchags»
6. Giorgio Dallorto «The ancient kingdom of Shang Shung. Gzi - The Tibetan diamond»

Подготовил Иван Чуков
TibetArt
Разместил: Lotos | 4 апреля 2008 | Просмотров: 20823 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Тибетские монахи Гьюдмед передали музею П.В.Алабина уникальные скульптуры и ...
Уникальные ритуальные скульптуры из масла теперь можно будет увидеть не только в тибетских монастырях Индии и Непала, но и в Самаре. Монахи тибетского тантрического университета Гьюдмед передали в экспозицию самарского музея В.П.Алабина три масляных барельефа, созданных ими в рамках недавно...

Издательство «Открытый мир» преподнесло книги в дар буддийской библиотеке
Московское издательство «Открытый мир» преподнесло 160 книг по философии буддизма в дар первой в России буддийской библиотеке, торжественно открытой в прошлом месяце в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте....

Лечение мантрами
До сих пор учёные довольно скептически относятся к тому, чего не могут пощупать руками или хотя бы увидеть на мониторе. Современная медицина считает энергетические каналы человека и акупунктурные точки на теле выдумками древних. Лечить можно не только последствия, проявленные на телесном уровне, а...

Состоялась церемония освящения буддийских свитков
В храме "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в Элисте (Калмыкия) в среду состоялась церемония освящения буддийских свитков, которые предназначены для закладки в 1 тыс. статуэток Будды. В церемонии, которую провел верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приняли участие сотни прихожан, в большинстве...

Тибетские монахи Гьюдмеда посетили Краснодар
На прошлой неделе в краснодарском историко-археологическом музее-заповеднике им.Е.Д.Фелицина торжественно завершилась интерактивная программа «Тибет – Крыша Мира», подарившая жителям города редчайшую возможность воочию созерцать рождение песочной мандалы и масляной скульптуры. Гостившие на Кубани...

Вечер в поддержку молебна о долголетии Его Святейшества Далай-ламы
6 октября в московском Доме кино состоится благотворительный вечер в поддержку молебна о долголетии (пуджи долгой жизни) Его Святейшества Далай-ламы, который буддисты России и Монголии в этом году планируют провести в Дхарамсале (Индия). Гости благотворительного вечера, в котором примет участие...

В Калмыкии отметили праздник первого поворота Колеса Учения
В главном буддийском храме Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в субботу состоялся праздничный молебен по случаю буддийского праздника «Первый поворот Колеса Учения». Согласно буддийским трактатам, первым учением, которое Будда Шакьямуни даровал своим ученикам после достижения полного...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100