Эзотера > Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности

Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности


7 февраля 2008. Разместил: Lotos

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: «В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности». [1] Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века бoльшую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. [2]

Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру. От степени эффективности разработки новых подходов к пониманию и исследованию сложности мира как целого на основе многоуровневой парадигмы человека и мира во многом будет зависеть судьба человечества и судьба культуры.

В качестве варианта для построения новых моделей познания природы, общества и человека можно использовать теоретические положения и некоторые идеи исследований уровней сознания и внетелесного опыта представителями трансперсональной психологии: С. Грофом, Ф. Воганом и др.; американскими психоаналитиками: Дж. Лилли, Рам Дассом; основателем института исследования человеческого сознания Р. Монро, американским антропологом К. Кастанедой.

Основные теоретические положения указанных представителей сводятся к следующим:

  • трансфизическое видение мира и человека;
  • метаисторическая природа функционирования и развития мыслящих существ;
  • сложная структура любого типа социума, в том числе многоуровневая иерархическая структура «Я»;
  • нестандартные модели пространства и времени;
  • оригинальные футурологические концепции;
  • смысл человеческой эволюции, состоящий в постижении внутренней структуры Вселенной.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет трансфизическое видение мира при исследовании измененных состояний сознания и внетелесного опыта. Согласно этому видению каждый космический объект предстает в качестве системы разноматериальных уровней, обнаруживающих некоторую целостность, которая развивается по определенной программе эволютивного или инволютивного типа. Поскольку мир обладает уровневой структурой, то аналогичной структурой должен обладать и человек как его часть. Человек состоит из ряда функционирующих тел различной материальной и энергоинформационной природы.

С. Гроф полагает, что результаты исследований в трансперсональной психологии свидетельствуют о том, что каждый человек, являясь автономной «биологической целостностью» в системе Вселенной, имеет доступ к информации обо всей Вселенной. В трансперсональном переживании сознание субъекта охватывает все аспекты нашей планеты, целостность всех ее жизненных форм. «С этой точки зрения, — указывает Гроф, — Земля оказывается сложным космическим организмом с различными аспектами геологической, биологической, культурной и технологической эволюций на этой планете, рассматриваемых как попытка более высокого уровня интеграции и самореализации». [3] В новой структурной модели человеческого сознания Гроф выделяет уровни:

  1. абстрактных и эстетических переживаний;
  2. психодинамических переживаний;
  3. перинатальных переживаний;
  4. трансперсональных переживаний.

В смысловом взаимодействии с окружающей средой данные уровни психической структуры воздействуют на восприятие субъектом самого себя и мира, на его способности «формировать идеи» и осуществлять их в практической деятельности. В соответствии с указанной моделью Гроф дает классификацию трансперсонального опыта, полученного на основе применения психоаналитических и трансперсональных техник, которая включает:

  1. расширение сознания во времени;
  2. расширение сознания за пределы объективной реальности;
  3. пространственное сужение сознания и др.

Указывая на неоднозначную оценку результатов трансперсонального опыта современным научным сообществом, Гроф замечает, что результаты трансперсонального опыта заставляют пересмотреть фундаментальные понятия о природе человека и природе реальности: «Уважаемые ученые с хорошей репутацией — Д. Райн, Г. Мерфи, Д. Эйзенбад, С. Криппнер, Ч. Тарт, Э. Грин, А. Хастинг, Р. Тарг, Х. Таткоф — собрали свидетельства о существовании телепатии, ясновидения, астральных проекций, видения на расстоянии, психодиагностики, психического лечения, психокинеза, которые могли бы дать важные ключи к новому пониманию реальности». [4]

Исследование уровней сознания американским психоаналитиком Р. Алпертом (Рам Дасом) построено на сравнительном анализе западной и восточной моделей мышления. Всякая модель для своей реализации использует соответствующую технику. Западная парадигма мышления строится на субъектно-объектном характере взаимодействия человека и мира, лежащем в основе рациональных методов научного познания.

Различные психотехники, отражающие восточную модель мышления, представляют собой методы управления сознанием. Механизм использования психотехник состоит в своеобразном переключении «каналов» психофизической настройки — управление движением психофизической энергии через систему энергетических центров («чакр»). Каждому энергетическому центру соответствует определенный план психофизической реальности с соответствующим набором параметров, представляющих собой программу возможных проявлений. Среди основных параметров — соответствующий уровень вибраций, определяющий характер пространственно-временной мерности. В практике использования психотехник с увеличением энергетического потенциала личности человек в процессе деятельности может достигать более высоких уровней психофизической реальности с иными пространственно-временными координатами. [5] Как указывает Рам Дасс, задача человека состоит в том, чтобы построить различные части индивидуального сознания. Сущность техник восточного психотренинга состоит в изменении природы вибраций или «природы некоторого уровня сознания» для достижения более высокого уровня проявления человека. Тот же принцип, согласно Рам Дассу, лежит в основе ментальных восточных техник. Звукоряд древних языков (в частности, санскрита) соотносится с различными состояниями сознания. Использование ментальных техник на санскрите погружает человека в присущее им пространство. [6] Рам Дасс разделяет точку зрения представителей трансперсональной психологии в том, что цель развития человечества находится не во внешнем мире, а в поиске внутреннего психофизического пространства и в обретении в связи с этим открытием дремлющих в людях способностей (телепатии, ясновидения, сокращения потребности в пище и сне, нечувствительности к боли и т.д.). Открытие и культивирование этих способностей преобразит человеческую жизнь в целом и будет способствовать гуманизации всех сфер человеческого бытия.

Задачу исследования глубинных уровней сознания другой американский психоаналитик Дж. Лилли формулирует в своей метатеоретической концепции следующим образом: «Нам необходим эффективный философский анализ своего внутреннего мира, столь же хороший, как и тот, который мы применяем при исследовании внешнего мира». [7] Иерархическая структура человеческой личности представлена многими программами, контролируемыми различными «я». Задача путей саморазвития человека состоит в подчинении существующих программ высшей инстанции «метапрограммиста». Операция объединения сверхличностных программ позволяет прийти, согласно Лилли, к концепции Бога, высших сущностей и т.п. Контроль над моделированием Вселенной внутри себя делает человека способным эффективно изменять соответствующие параметры. [8] Качество внутренней модели Вселенной, считает Лилли, определяется тем, насколько хорошо она соответствует реальной Вселенной.

Роберт Монро, основатель института Монро, занимающегося исследованием потенциальных возможностей человеческого сознания с помощью технологии применения звуковых сигналов Hemi-Sync (синхронизирующих работу правого и левого полушарий мозга), в своих книгах «Путешествие вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие» представил эмпирические исследования внетелесного опыта. Методы и приемы, разработанные институтом, определяются Монро как средства достижения «фазовых переходов» сознания и управления ими. В процессе «фазовых переходов» изменяются представления человека о пространстве и времени: настоящее, прошлое и будущее сосуществуют как различные области энергетического поля сознания, в котором человеческое сознание занимает ограниченную область.

Основные положения эмпирических исследований Монро можно свести к следующим:

  1. Жизнь представляет «организованную слоями, порождающую разум энергию» [9];
  2. Человек — это не только материальное тело, его энергоинформационная структура продолжает жить после физической смерти. Человек является коллективной личностью, включающей в себя все предшествующие и текущие перерождающиеся индивидуальности;
  3. Смысл земного существования человека — состоит в развитии сознания, совершенствовании его различных функций;
  4. Для развития «иного мировоззрения» существенным является постижение и практическое применение определенных «основ» (см. п.п. 2, 3).

В работах американского антрополога К. Кастанеды представлено исследование магических техник в целостной системе магического знания. В основе данного исследования лежит идея Т. Парсонса о «глоссах», согласно которой мир является, по сути, соглашением, определяющим вид социального соучастия. Использование магической техники призвано дать альтернативное описание мира, выявляющее неадекватность «реальности» «описанию» мира. Техника в магии рассматривается автором как средство познания «объема человеческих возможностей», включая исследование механизмов восприятия и невербального постижения реальности. Обычный человек не может воспринимать всю реальность, а лишь ее фрагмент, определяемый американским антропологом как «модальность времени», которая зависит от способа восприятия (положения «точки сборки»). Задача использования системы магических техник в достижении знания о реальности состоит в «разглоссировании» описания, в разрушении стереотипов восприятия и мышления и изменении психических программ. В результате происходит трансформация метапрограммы личности и достигается свободное управление режимами восприятия на основе высвобождения энергии и синхронизации в работе правого и левого полушарий мозга. Использование системы магических техник развивает волю, вызывающую резонансные явления в энергопотоках Вселенной, что делает возможным высшие достижения магии в знании о реальности.

Теоретические построения подобного рода интересны поиском нетрадиционных подходов к новым моделям видения мира, человека и способов их изучения. Они требуют философского обоснования проблемы реальности на основе синтеза внешней и внутренней установок человека к миру. В связи с этим важными задачами философии в разработке мировоззрения новой эпохи становятся: выработка системы философских понятий, способных выразить более полное знание о мире с учетом исследований внетелесного опыта; переосмысление взаимосвязи категорий «материя» и «сознание», «пространство» и «время»; перевода проблемы реальности на антропокосмический уровень исследования. В качестве методологического средства могут быть использованы различные варианты современного видения соотношения природы и человека, например, антропный космологический принцип.

Авторы:
Е.Е. Елькина (СПбЭУ),
Р.К. Стерледев (Пермская МА)
«Антропология»

Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители».
Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.

 

Примечания

[1] Рам Дасс. Это только танец / Пер. с англ. Киев: София, 1994. С. 214.
Назад

[2] См.: Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.
Назад

[3] Гроф С. Области человеческого бессознательного. К XIX Всемирному философскому конгрессу / Пер. с англ. М.: ИНИОН, 1992. С. 246-247.
Назад

[4] Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / Пер. с англ. М.: Центр «Соцветие», 1992. С. 33.
Назад

[5] Рам Дасс. Это только танец. С. 203, 275, 291.
Назад

[6] Там же. С. 182, 238.
Назад

[7] Лилли Дж. Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера / Пер. с англ. Киев: София, 1994. С. 20.
Назад

[8] Там же. С. 16.
Назад

[9] Монро Р. Окончательное путешествие / Пер. с англ. Киев: София, 2000. С. 268.
Назад