Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Раджнишизм — религия глобализации

| Еще
Глобализация, понимаемая как преодоление всех культурных, политических и цивилизационных особенностей человеческого существования становится сверхценностью последователя учения Раджниша, его религиозной миссией. Формирование однородного гедонистического общества, являющееся навязчивым страхом консерваторов всех культур, — это высшее благо для раджнишизма. Их религия — глобализация

Бхагаван Шри РаджнишРаджнишизм — сравнительно молодое религиозное течение, основателем которого является родившийся в Индии гуру Бхагаван Шри Раджниш (он же — Ошо, 1931 — 1990). Раджнишизм представляет собой своеобразную философию витализма «чистой жизненности», провозглашающую приоритет первичных жизненных ощущений по отношению к каким-либо социальным нормам.

Раджнишизм предлагает человеку отказаться от привычного для него ощущения реальности, вернуться к некоему «чистому чувству», не отягощенному социокультурными цивилизационными стереотипами. Иными словами ошовцы предлагают радоваться жизни, не рефлексируя на тему «зачем» и «почему».

Предлагая противовес социокультурной обусловленности, раджнишизм объявляет виновником человеческих бед рефлектирующий разум, создающий искусственный ментальный мир и помещающий в его тиски человека. Поэтому основные духовные практики ошовцев направлены на то, чтобы человек смог освободиться от цивилизационных комплексов. Раджишистские «ритуалы» представляют собой психофизиологические тренинги по освобождению «истинного я».

В России интерес к Раджнишу возник во второй половине 80-х гг. на волне увлечений восточной духовностью и разного рода эзотерикой. Именно тогда стали распространяться самиздатовские брошюры с записанными даршанами (лекциями) гуру. В особенности, увлечение идеями Раджниша было популярно для студенчества технических вузов.

Но идеи Раджниша были также привлекательны и для людей среднего возраста, которые, в отличие от молодежи, относились к гуру-новатору с долей критики. Ими раджнишизм, в основном, воспринимался в контексте комплекса теософско-эзотерических движений XX в., поэтому они, волей-неволей, сопоставляли Раджниша с такими мистиками, как Рам Дас, Джидду Кришнамурти, анализировали идеи Ошо в контексте учения Елены Блаватской, «Живой этики» Рерихов, «учения о седьмом луче» Алисы Бейли, составляющих библиотеку среднестатистического эзотерика. Когда в 90-е гг. книги Раджниша стали издавать официально, раджнишизм стал приобретать еще большую популярность, а сами книги стали теснить прочую эзотерическую литературу.

Когда разные «новые религиозные движения» стали институализироваться в России, создавать свои филиалы, оформляться в местные российские организации, раджнишизм не стал обретать в России институциональных форм. При этом нельзя сказать, чтобы раджнишизм оказался лишен институциональной формы вообще. На сегодняшний день незарегистрированные «центры Ошо» существуют практически в каждом областном российском городе.

Отметим еще одно отличие раджнишизма, ставящее его особняком среди групп «New Age» и отличающее его от Новых религиозных движений. Большинство Новых религиозных движений достигли в России наибольшей популярности в первой половине 90-х гг., после чего начался даже спад численности их адептов в России. Движение ошовцев при этом продолжало неуклонно расти, этот процесс происходит и сегодня. В России издано уже несколько сот книг Ошо, раджнишистская литература широко представлена в интернет.

При этом ошовцем по-прежнему чужда какая-либо общественная активность, какие-либо публичные акции, стремление как-либо заявить о себе с помощью каких-либо конференций, «круглых столов». Не характерна для ошовцев и миссионерская активность или попытки навязать «свои услуги» через какие-либо общественные институты, в отличие, например, мунитов, ивановцев или «анастасийцев». Нет между ошовцами и полемики, не характерно обличение друг друга не то что в ереси, но и в каком-либо неправильном развитии идей «Учителя».

Дело в том, что институционально ошовцы представляют собой сетевое общество, своеобразную субкультуру, для членов которой характерен именно сетевой принцип коммуникаций и практически отсутствие каких-либо иерархических ступеней. Ошовские центры скорее напоминают «малое предприятие», члены которого взаимодействуют между собой подобно тому, как это происходит в частных коммерческих фирмах. За редким исключением, в центрах Ошо не практикуется бесплатная работа «во славу Божию», «ради идеи» или «ради Учителя».

В чем же причина такого парадоксального сочетания популярности и отсутствия развитых институциональных черт?

В чем причина таких организационных принципов российских раджнишистов? Что обусловливает сетевой характер раджнишистских общин?

Ответ кроется в самом раджнишистском учении.

Дело в том, что одной из основных своих заповедей Раджниш провозглашал отказ от какой-либо идеологии, от какой-либо традиции, религиозной или национальной. Утверждая принцип чистой жизненности, ценности чувственных переживаний, неотягощенных рефлекторным умом, ошовцы подчеркивают, что истинная духовность не сочетаема с религиозным догматизмом. В этой связи, вслед за Раджнишем, его последователи выступают против всякой институциональной религиозности — особенно достается авраамическим религиям за их «морализаторство и стремление навязать смысл жизни».

Таким образом, выступая против традиционных институтов, предлагая деидеологизацию общества, раджнишисты отказываются от попыток встроиться социально-политическую жизнь, от попыток формирования внутри себя какой-либо иерархичности. Для нее просто нет основы в раджнишизме. Ставя человека выше любой идеи, говоря о ложности какой-либо идейной самоидентификации, раджнишисты оставляют человека один на один с собой.

Не случайно, что многие «практикующие» поклонники Ошо практикуют его методики в одиночку, без каких-либо посредников. Посредничество «Ошо-центров» оказывается востребованным, главным образом, для коммуникаций раджнишистов между собой и организации приезда в Россию общавшихся лично с Ошо санньясинов — то есть играют чисто координационное значение, будучи лишены какого-либо сакрального статуса.

Но, если для самих раджнишистов не свойственна социально-политическая деятельность, то это не значит, что раджнишизм вообще оказывается вне социально-политического контекста. На обочине политической жизни все же возникают попытки использовать раджнишизм в качестве идеологии, которая содействовала или, напротив, противостояла бы тем или иным политическим интенциям.

Неслучайно раджнишизм оказался идейной составляющей в системе психоаналитических клубов «Синтон», которые активно распространялись в 90-е годы в России (отметим, что психоаналитические центры получили поддержку на правительственном уровне во время правления Б.Ельцина).

Отметим, что в начале перестройки шла речь даже о правительственной поддержке раджнишизма, однако, после того как противники учения Ошо преподнесли Михаилу Горбачеву кассету с видеозаписью одного из ошовских тренингов, сопровождавшегося техниками работы с сексуальностью, вопрос о поддержке раджнишизма властями был закрыт.

Напомним, что, в особенности, для российских ошовцев духовная система Раджниша ценна как метод разотождествления от какой-либо религии, нации, социального статуса. Сама религиозность «по-раджнишистски» есть «наука депрограмирования» человека от какой-либо определенной религии. Ведь сам Ошо предлагал даже в свое время учредить специальный институт, в котором бы человек депрограммировался как христианин, как индус, мусульманин и т.п.

Эти идеи оказываются востребованы отдельными политическими силами в России. Так, в одном из номеров социалистической газеты «Дуэль» за 2002 г., оппозиционной по отношению к нынешнему политическому режиму и партии «Единая Россия», была опубликована соответствующая подборка, цель которой состояла в том, чтобы показать, что сегодняшний политический режим в России использует православие «для подчинения масс». Такова же позиция московского Ошо-центра «Ветры».

Один из его руководителей даже высказывал мнение, что традиционную религию, в данном случае, Православную Церковь в России часть правительственных чиновников сознательно пытаются использовать для навязывания искусственной идеологии, которая помогла бы части олигархов, заботящихся о социально-политической стабильности для сохранения своих накопленных богатств, легче управлять российскими массами. В данном случае за основу берется критика капитализма и буржуазного общества, которую Раджниш вел на протяжении своей жизни, но особенно развитая им после его депортации из Америки в конце 80 х гг.

Раджниш, как и его последователи в России, критиковали в конце 80 х гг. западное общество одновременно и с либеральных и с консервативных позиций, одновременно и слева и справа. Но либеральный пафос в религии Раджниша, безусловно, преобладает.

Напомним, что гуру упрекал Америку в несоблюдении гражданских прав и свобод, и в не меньшей мере — за неправильное их понимание. В особенности, это касалось права распоряжения жизнью человека, абортов, эвтаназии и демографической политики в целом. Более того, констатируя приоритет «чистой жизненности» по отношению к каким бы то ни было другим ценностям, Раджниш, наподобие спартанцев утверждал, что смысл жизни может существовать только для физически и психически полноценных членов общества, предлагая убивать детей-инвалидов еще во младенчестве, коль скоро они обречены на страдание и наслаждаться жизнью не смогут.

Утверждая необходимость отмены разделения нации, Раджниш предлагал сформировать единое правительство, всемирный парламент, единое общепланетарное государство, в котором бы уже не было войн. В то время идеи Раджниша воспринимались достаточно утопически, однако, уже к 2000 году в контексте усиливающегося процесса глобализации, они оказались идеологией авангарда сторонников разрушения всяческих культурных и политических границ и стереотипов сознания.

Глобализация, понимаемая как преодоление всех культурных, политических и цивилизационных особенностей человеческого существования становится сверхценностью последователя учения Раджниша, его религиозной миссией. Формирование однородного гедонистического общества, являющееся навязчивым страхом консерваторов всех культур, — это высшее благо для раджнишизма. Их религия — глобализация.

В этой связи, не удивительно, что несмотря неуклонный (хотя и не очень быстрый) рост, организационно раджнишизм представляет собой тип сетевого институционального устройства, лишенного иерархии и преклонения перед авторитетами, единственным исключением является сам Раджниш. Однако люди, получившие посвящение при его жизни, в России ничем не выделяются, не являются более значимыми, чем те, кто принял раджнишизм уже после смерти гуру. Уважение к тем или иным практикующим мастерам зависит в большей степени «не от выслуги лет», а от их степени выполнять те или иные раджнишистские психофизиологические методики, а иногда от чисто маркетинговых способностей.

По словам одного из лидеров Московского Ошо-центра «Ветры», Баулии, учение Раджниша не только идет в ногу с глобализацией, но и опережает ее, помогая внедрять принципы глобализма в общество, обосновывать необходимость построения единого социо-культурного, информационного и политического пространства.

Источник:
Борис Кнорре
Русский Архипелаг
"Русское Ревью", февраль 2006 г.
Разместил: Kumade | 27 августа 2007 | Просмотров: 6953 | Комментариев: 3

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: .
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
. (Гость  0 | 0)  ·  2 сентября 2007, 14:50  
Раджнишизм)
Ник: Рей Ро санньясин
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Рей Ро санньясин (Гость  0 | 0)  ·  3 сентября 2007, 02:45  
Ошонизм
Ошошизм
Ник: Ошо
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Ошо (Гость  0 | 0)  ·  6 сентября 2007, 18:40  
Люди объединяются в группы на основе коллективного разума, совместной идеологии. В группах люди становятся запрограммированными и теряют себя. Но внутри каждого по-прежнему сидит живое существо, пусть и прижатое коллективным разумом. А "ошовцы" - это тоже группа.

Смотрите также:

В последнее время в определенных кругах общественности мы слышим суждения о том, что у современной России нет национальной идеи, а, следовательно, и собственного пути развития. А раз таковых нет, то государству следует принять идею, которую ей навязывает мировая общественность в лице Америки и Европы. Но правда состоит в том, что данная точка зрения отражает всего лишь небольшую часть...
Читать далее >>>
Практика: Мандала. Медитация Ошо Раджниша...
Читать далее >>>
Все уверения процерковно настроенных общественных деятелей, клерикальных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и православию в частности, все заигрывания власти с церковью, создающие иллюзию повсеместного "возврата страны в лоно традиционной религии" – показывают свою несостоятельность, как только тем или иным образом сталкиваются с жизнью, и как только выявляется реальное...
Читать далее >>>
В Москве 25-26 мая 2006 года прошла экспертная встреча представителей религиозных объединений мира. Встреча была созвана по инициативе Межрелигиозного совета России. В рамках экспертной встречи состоялся обмен мнениями и были предложены темы для обсуждения на Всемирном саммите религиозных лидеров, который состоится 3-5 июля 2006 года в Москве....
Читать далее >>>
Несмотря на прошедшие с момента легализации религии в СССР 20 с лишним лет, процесс воцерковления жителей России продвигается черепашьим темпом. Большой процент опрошенных даже не верят в Бога или верят в некую высшую силу, при этом называя себя православными. Люди не прониклись религиозностью, в большинстве своем не знают даже основ вероучения. Таков общий вывод по результатам исследования...
Читать далее >>>
После угара перестройки российское общество потянулось к Богу. Количество приходов традиционных и не очень для России церквей росло на глазах. Одни, как Русская Православная Церковь, все время были на виду, другие не афишировали своей деятельности. Российские протестанты относились ко второй категории, что не помешало им стать сегодня самой быстро растущей конфессиональной общностью страны....
Читать далее >>>
Национальный совет по разведке США выпустил доклад «Глобальные тенденции-2025: изменяющийся мир». Несмотря на то что документ был опубликован еще в конце минувшего года, в российской печати он остался незамеченным. Между тем футурологические построения экспертов американской разведки представляют определенный интерес, в частности в отношении прогноза о будущем религии. Авторы доклада считают, что...
Читать далее >>>

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2020
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100