Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Игорь Калинаускас «Анатомия отношений»

| Еще
Сначала я хочу выразить свою благодарность всем учёным, результатами исследований которых я воспользовался для своих размышлений: в первую очередь К.Г.Юнгу, Д.Н.Узнадзе, П.В.Симонову, а также многим другим.

Давайте попытаемся понять, что определяет наши отношения. Поскольку без какой-нибудь модели говорить об отношениях — это все равно, что заниматься позиционной борьбой, т.е. переливать воду из одного стакана в другой и обратно, то я позволю себе напомнить вам некоторые существенные, с моей точки зрения, моменты.

Первый существенный момент. Давайте вспомним историю, формирования человеческого Я. Представим, что перед нами недавно родившийся младенец, поведение которого полностью обусловлено различными импульсами, побуждающими его к активности. Эти импульсы идут как изнутри, от организма, так и снаружи. Такое импульсивное поведение можно обозначить вслед за некоторыми авторами, как сенсомоторный хаос, но этот хаос осуществляется в упорядоченной другими среде. Это очень важно запомнить, потому, что, и в поведении взрослого человека часто видны элементы предшествующих этапов онтогенеза. Упорядоченная среда, в которой находится этот беспорядочный сенсомоторный живчик, постепенно вырабатывает у него условные рефлексы. С помощью этих условных рефлексов постепенно организуется его активность.

В возрасте приблизительно одного года происходит первое историческое событие в жизни человека: он начинает учиться ходить. Точнее сказать, он не учится ходить, он уже может начать ходить. Когда мы наблюдаем за этим, то видим, что потребность начать ходить, к этому моменту максимально связана с рефлексом свободы движения, который есть и у младенцев. Но если в первые месяцы жизни этот рефлекс проявляется только во фрустрированной двигательной активности, то к году впервые появляется усилие и противодействие препятствию. Ребёнок, несмотря на то, что он падает, ушибается, спотыкается, продолжает пробовать, пробовать, пробовать и, наконец, он начинает ходить. Как только это действительно историческое событие в жизни каждого из нас случается, появляется первая автономность. Меня уже не надо переносить с места на место. Я уже кое-как, но могу передвигаться в пространстве самостоятельно. Как только я могу встать на ножки, я уже могу выкидывать из кровати всё, что угодно, я могу подойти туда, куда меня тянет. В этот момент отсутствие бдительности у родителей приводит к большой возможности различных травм. И годам к трём, в период так называемого первого упрямства, эта автономность начинает искать выход. В тех случаях, когда ребёнок воспринимает взрослого как препятствие, он начинает проявлять упрямство. Для многих родителей это полное потрясение: мой собственный ребёнок, вдруг, ни с того ни с сего, начинает делать всё наоборот, не слушается и прочее, прочее. И, естественно, впервые эта упорядоченная среда вынуждена прибегать к физическому воздействию, поскольку упрямство во многих случаях можно прервать только физически, ограничив активность. И оно быстро проходит с помощью принуждения, плюс-минус подкреплений и по-прежнему полной жизненной зависимости ребёнка от окружающих его людей. И ребёнок усваивает понятие авторитета. Это тоже историческое событие, как мы с вами потом поймём.

Дальше, с помощью возникшего в нём понятия авторитета, ребенок начинает усваивать правила. Он начинает учиться регулировать, саморегулировать своё поведение в согласии с правилами, установленными авторитетом.

Вам это ничего не напоминает? В возрасте с 4 лет до 6-7 (если родители не экспериментаторы) ребёнок погружается ещё в такой процесс, как учёба. Его более или менее талантливо начинают напичкивать всевозможными знаниями и навыками, что, естественно, ведёт к развитию его умственных способностей, двигательных навыков, усидчивости и прочее, прочее... Здесь имеет значение, в какую школу он попал, какие педагоги были, как родители к этому относились, насколько перед этим стимулировались потребности в новой информации и т.д. Но вот подошло время второго исторического события из истории рождения субъекта. Началось половое созревание. И опять же организм переживает бурные процессы. Именно организм. Если вы помните, в момент первого исторического события процесс становления на ноги был связан с организмом. А сейчас организм переживает процесс созревания. И поскольку к этому моменту человек уже обладает тем, что называется интеллектуальные способности, то у него возникает закономерная мысль: «Раз организм созрел, значит, и я созрел». И начинается знаменитый бунт подростков против взрослых. Тут уже не просто упрямство, тут появляется отрицание всех ценностей, предлагаемых взрослым миром, как им кажется: сопротивление, противопоставление, демарши и т.д. Так зарождается субъект — Я. Конечно, с точки зрения биологической, это действительно субъект. Он уже может плодиться и размножаться. Но этот самый субъект обнаруживает себя уже не просто в упорядоченной атмосфере малой семьи. Как только он рождается, он обнаруживает себя в огромном социуме. И естественно, возникает страх перед этим новым миром; страх перед самим собой потому, что я уже не могу отождествить себя с папой или мамой, я уже сам папа и мама в биологической потенции. И как мы знаем, в борьбе за своё своеобразие и утверждение своей неповторимости подростки сбиваются в стаи, абсолютно одинаково одеваются, абсолютно одинаковую музыку слушают, абсолютно одинаково проводят своё время. То есть, одновременно с «Я» рождается «Мы», в котором «Я» с этого момента (а у большинства людей до конца жизни) прячется, отождествляется и таким образом снижает персональную социальную ответственность.

Вам это ничего не напоминает? Это происходит в возрасте 14-15 лет. Ну, а раз ты уже Я — папа, мама, то естественно ты должен приступать к выполнению социальных программ, иначе тебя ни в какое Мы не пустят. В различных социумах это происходит по-разному. В одних сразу непосредственно человек приступает к главной функции — размножению (в примитивных социумах, сообществах). В более цивилизованных сообществах он должен начать учиться или приобретать профессию в любом случае: длинным путём — через высшие учебные заведения, коротким путём — непосредственно в заводской бригаде, средним путём — в техническом колледже. За это он может пока ещё не приступать к размножению. Если же он эту программу не будет выполнять, тогда что? Он должен приступить к размножению. Если же человек хочет существовать дальше, он должен не только размножиться, он должен вырастить своё потомство и сделать его столь же ценным, каким социально ценным является он сам. А ещё лучше — более ценным. В основе всех этих социальных программ лежит закон сохранения вида. Поощряется всё, что способствует, не поощряется — то, что не способствует. А за всё это общество, всё более развиваясь, платит всё большим количеством удобств, подразумевая под ними как тёплый сортир и тёплый душ, так и псевдоудобства типа гипнотизирования с экрана телевизора, бешеного эмоционирования на пошлые глупости эстрады, изысканных переживаний на классическом концерте и диких страстей на стадионе. Это приводит к чему? К тому, что всё большее количество людей в качестве профессии занимаются обслуживанием других.

А что такое обслуживание других? Как мы знаем, обслуживание может быть направлено на себя (так называемые социальные потребности для себя) и на других (так называемые социальные потребности для других). Есть в этом очень спорный момент. Обслуживание членов семьи — это для других или для себя?

Это у кого как. Если другие — есть расширенная моя личность, если это моё Мы, тогда это просто потребление другого в связи с актуальными, непосредственными потребностями. Я хочу, есть, но я сам готовить не хочу, поэтому я должен так себя вести по отношению, допустим, к своей супруге, чтобы она хотела готовить мне еду тогда, когда я этого хочу, и то, что я хочу. Т.е. я хочу, чтобы она меня обслуживала, а за это я обслуживаю её, и всё время идёт обмен; т.е. когда я ем, я поглощаю готовую информацию, пользуюсь услугами другого потому, что в данный момент мне это нужно. Тут всё понятно — это потребление. И как замечательно высказался Узнадзе по поводу потребления (просто не могу не процитировать): «Как только потребность удовлетворена, сама активность, акты поведения, а также всё, что они создают или дают, теряет своё значение и смысл, и перестают существовать для субъекта».

Значит, если я потребляю своих близких, то это очень легко определить. Они существуют только тогда, когда меня обслуживают. Обслужил и свободен. Это ни что иное, как реализация социальных потребностей для себя. Если я потребляю информацию для удовлетворения актуальных потребностей непосредственно, как только употребил — тут же забыл.

Вам это ничего не напоминает? Если я придумал изящный ход, провоцирующий близкого мне человека на обслуживание меня самого, как только он меня обслужил, я этим же изящным ходом забыл про него. Это проблема из серии: куда деваются влюблённые после свадьбы? В обслуживание и потребление. Но есть, есть потребности для других. Мы наблюдаем, примеры бескорыстного служения другому человеку, идее, сообществу, когда человек в этом видит реализацию своих внутренних возможностей. Тогда продукт его усилий, результат его усилий для него ценен независимо от того, голоден он или поел, ибо в этом он воплощается или, образно говоря, в этом он развивается. На уровне социальных потребностей мотив «для других» может даже победить в конкуренции мотивов, ежели «обслуживание» (как термин, не как бытовое слово) другого является для тебя внутренней потребностью самовоплощения, а не потребностью в самосохранении.

Таким образом, одним из важнейших базисных моментов является направленность социальных потребностей на себя или на другого.

Соответственно этому мы можем видеть в общении увлечённость другим как возможность воплотить свои внутренние ресурсы. И тогда это всегда творчество. Или же увлечённость другим как сырьём для строительства самого себя. Тут творчества нет. Тут всё творчество сводится к тому, как всё правильно разжевать, проглотить и переварить — ассимилировать в себя.

Конечно, есть категория людей, которые выпадают из стандартных программ. Сюда входят художники, ибо художественная деятельность есть, прежде всего, деятельность по самовоплощению. Художник часто совершенно не имеет шансов на получение материального вознаграждения за своё творчество, если он художник, а не ремесленник, потому, что есть искусство, а есть ремесло. Это разные понятия. Ремесло в художественной деятельности не творчество, а труд. В итоге трудовой деятельности создаётся объект объективно ценный. Художественное творчество создаёт объект субъективно-ценный, прежде всего. Он может оказаться кому-то нужным, скажем, для эстетического созерцания или для превращения его в материальную ценность. Но для самого художника это, прежде всего, субъективно ценный результат, продукт. Художник занят максимальной адекватностью в выражении своего внутреннего мира. Ремесленник, вообще ни о каком внутреннем мире не думает. Он думает о том, как нарисовать и что нарисовать, (или как сочинить), чтобы это купили. Как создать товар. Он может создавать произведения, абсолютно не имеющие ни какого отношения к его внутреннему миру, поэтому он ремесленник. Поэтому он не называется художником, и не переживает муки творчества.

Сначала человек становится или рождается художником, а потом он осваивает ремесло для того, чтобы максимально точно выразить свой внутренний замысел, т.е. свой внутренний мир. От целого к частному, а не наоборот. Ремесленник может стать только очень хорошим ремесленником. Я опять процитирую любимую фразу Анатоля Франса: «Искусству всегда угрожали два чудовища: мастер, который не Художник и художник, который не Мастер». Но, с нашей точки зрения, художник, мыслитель не обязаны добиваться социальной реализации. Это может быть и самодеятельность. И вообще, понятие «профессиональный художник» весьма условное понятие, потому что профессиональный художник — это тот, кто не может не быть художником, не зависимо от того, платят ему за это или нет. Также и профессиональный мыслитель. Он не может не искать постижение, независимо от того, платят ему за это или нет.

Вторая категория людей, которые выпадают из социальной программы продолжения рода и сохранения вида — это мыслители. Мыслитель — это человек, главной ценностью для которого является постижение. И его не волнует, во что выльется это постижение, в отличие, скажем, от учёного, работающего над конкретным изобретением, конкретным решением в рамках конкретно существующей парадигмы. Мыслителя волнует постижение как таковое. Высшая ценность для него — постижение. Поэтому, о мыслителях и художниках в рамках, о которых мы сейчас говорили, мы можем говорить как о людях, у которых истинно доминируют идеальные потребности. Отсюда несколько насмешливый взгляд на них. Безумные художники и безумные учёные. Вечный образ художественно-иронической литературы, журналистики, телевидения, фильмов. Чтобы нам не очень жутко было на них смотреть, они такие милые в смысле своей неприспособленности, или ужасные в смысле того, что они аморальны, аэтичны, асоциальны. Но идеальные потребности всегда существуют для себя. Не может быть идеальных потребностей для другого. Это я у них вместо мозгов работаю что ли, или я его чувствилищем работаю? Нет.

С точки зрения современного научного знания, доминирование идеальных потребностей познания или художественного творчества, т.е. постижение и откровение и есть Дух, и есть жизнь человеческого Духа. С точки зрения той же современной рациональной науки реализация социальных потребностей для других, т.е. служение, есть жизнь человеческой Души.

Продолжая безуспешные попытки дать рациональное определение самому Духу и самой Душе, рациональное мышление, рациональное познание с моей точки зрения совершенно убедительно дало определение жизни Духа человеческого и жизни Души человеческой.

Духовный человек, т.е. человек, озабоченный либо откровением, либо постижением без служения никому не интересен. Он должен быть готов к негативной социальной реакции на свою персону, ибо он бездушный человек. Дабы, воспаряя к Духу, сохранить Душу, как говорят все нормальные духовные традиции, необходимо служение, как компенсаторный, уравновешивающий по принципу дополнительности, момент жизни среди людей. Вам это ничего не напоминает? Постижение и откровение, стремление к ним, погружённость в это — есть дело эгоистическое, для себя. И сколько бы вы не оправдывали себя внутри или снаружи, что результаты этого постижения, этого откровения жутко нужны человечеству, вселенной — это не вам решать. Это человечество и вселенная решат, нужно ли в данное время в данном месте, данным людям ваше откровение, или оно, извините меня, жить мешает. Нужно ли в данный момент, в данное время, данным людям это постижение или подождёт пару сотню лет, и тогда признаем его как открытие. Поэтому, даже если вы врёте себе, позиционируя (я русский бы выучил только за это слово, как сказал один прекрасный журналист), себя в качестве духовно устремлённого субъекта — вы должны понимать, что это приведёт к двум последствиям. Либо вам придётся развивать социальные потребности для других, т.е. служить. (Не прислуживать, а служить людям, дабы сохранить статус человека). Либо вы попадаете в монстры, и тут уже дело случая: найдётся тот, кто вас будет кормить в ваших припадках медитативных, или не найдётся; будет вам во что одеться, выходя на улицу, или придётся бежать куда-нибудь в пещеры Гиндукуша и питаться сушёными кузнечиками и родниковой водой. Так что это не такое безопасное занятие. Вот откуда такое количество 2,3,4-х и другого энного количества осмысленностей — от отсутствия одной осмысленности.

Естественно, что если в основе вашего поведения находится потребление, то любые отношения, как вы их не называете: возвышенным ли словом «любовь», или простым «деловое партнерство», — всё равно торговля, ибо вам нужно потребить нечто, а это нечто тоже хочет потреблять. И это нечто, если это неживое, сколько-то стоит. Таков социальный закон. Бесплатный сыр только в мышеловке и то, только для мышки.

Человек же должен этот сыр купить, отрезать кусочек, купить мышеловку, ещё нужно, чтобы было, куда её поставить. Для этого нужно иметь хотя бы сарайчик. Так что, «думайте сами, решайте сами иметь или не иметь». Здесь существует только вопрос сделки и наличия соответствующих средств для оплаты услуг. Если же ваше поведение определяется жаждой постижения и откровения, будьте готовы, что в любых ваших отношениях вы монстр, жуткий эгоист. Потому, что вам всё человеческое не чуждо, но вы его игнорируете. Значит, опять же всё человеческое придётся покупать. Вот и пишите потом на дверях Храма: «Что?! Вы хотите с помощью денег вычеркнуть меня из списка дервишей? Фиг вам. Я буду собирать отбросы и ими питаться. Я буду собирать на свалке лохмотья и в них одеваться. Я буду просить подаяние. Кто-нибудь да подаст. И останусь дервишем — человеком, занятым либо откровением, либо постижением (в зависимости от особенностей Традиции), либо и тем и другим (в зависимости от претензии Традиции)».

И только в одном случае вы можете получить настоящие, так называемые, живые тёплые бескорыстные отношения. Если у вас очень развиты социальные потребности для других и вам доставляет наслаждение заниматься другими. Это радость. Служение предполагает, что социальная потребность «для других» у человека настолько сильна, что он может служить другим в ущерб себе, жертвуя собой. Это есть подвиг души. Служение не есть творчество. В нем может проявиться творчество. Но само по себе это обслуживание других, в строгом смысле слова.

Теперь поговорим о такой форме поведения, как игровая.

Поскольку издательство фонда «Лики культур» рекламирует меня как Мастера Игры, я считаю полной необходимостью высказать своё мнение по этому поводу.

Мастером чего же я являюсь?

Бытовое употребление понятия «игра» не дифференцировано. Поэтому давайте попробуем ещё раз сделать интеллектуальное усилие и на основании исследований Хейзинги, Витгенштейна, Ортеги-и-Гассета, Юнга, Узнадзе, Симонова и личного опыта сделать какие-то выводы.

При слове «игра» в научном психологическом знании, прежде всего, возникает понятие детской игры, ибо игра в жизни ребёнка до начала его прямой учёбы и, даже, после этого, занимает доминирующее место во всей его деятельности, во всём его поведении. Детская игра является поведением имитационным, т.е. дети, играя, имитируют поведение взрослых: от игры в чтение книжки (хотя они и не умеют читать в реальном значении этого слова) до имитации супружеских отношений (хотя они не могут вступать в супружеские отношения по причине половой незрелости). Т.е. первоначально игра есть чистая имитация, она имеет дело не с реальностью как таковой, а с представлениями об этой реальности. Предметы, необходимые для игры, используются в качестве символов того или иного реального предмета. Даже, если, имитируя чтение книги, ребёнок берёт в руки книгу, она не является для него книгой в реальном функциональном значении. Она является символом книги, которую читают взрослые, поведение которых ребёнок имитирует. Как мы знаем, имитационное поведение, в свою очередь, является и основным каналом социальной суггестии, социального внушения. Таким образом, играя, ребёнок не только развивает свои внутренние силы, но ещё занимается самосуггестией социальных или социализированных форм поведения. Если так играет взрослый человек, то про него говорят: впал в детство.

Вам это ничего не напоминает?

У взрослого человека игровое поведение, естественно, претерпевает значительную трансформацию, оставаясь в исходном моменте всё тем же развитием внутренних сил. Игра всегда есть действие от избытка, и она может осуществляться только тогда, когда человек свободен от потребностей нужды.

Первым таким вариантом развития игрового поведения является развлечение. Развлечение отличается от игрового действия ребёнка только одним — объекты, необходимые для развлечения, являются равными сами себе: они не имеют никакого символического значения. Книжка — это книжка, шахматы — это шахматы, музыка — это музыка, танцы — это танцы. Всё по-настоящему. Цель этого поведения — отдых, снятие внутреннего напряжения, т.е. расходование энергии, свободной от удовлетворения потребностей нужды, для удовлетворения разнообразных потребностей развития и вооружённости. В основном — развития, т.е. игра внутренними силами, внутренними резервами.

Поскольку цивилизация для многих (не для всех конечно, но для многих) сокращает время на удовлетворение потребностей нужды, то у людей, живущих в цивилизованном мире, всё больше и больше становится так называемого свободного времени, все больше и больше становится нереализованных, невоплощенных внутренних сил, которые выражаются, говоря языком Узнадзе, в нереализованных установках. Направленность действия также определяется установкой. С точки зрения Узнадзе (и я с ним согласен), установка есть настройка целого, предшествующая частному, т.е. действию как таковому, конкретному действию.

Первый процесс, который происходит в человеке, при столкновении с реальностью есть настройка целого. А только потом происходит подбор действий в соответствии с целью и актуализированной потребностью. Об этом очень важно помнить тем, кто захочет помозговать в этом направлении.

Второй формой дифференцированного игрового поведения у взрослого человека является спорт. Спорт делится на две фазы: тренировка или упражнения для развития тех или иных моторных, интеллектуальных или психических функций и социально значимый результат. Например, бодибилдинг, сенситивный тренинг, тренировка памяти, быстрочтение — это все спорт в фазе упражнений. ДФС в его клиентском варианте — это тренировка: т.е. человек получит удовлетворение от занятий по системе дифференцированных функциональных состояний, если его дифференцированные функциональные состояния будут становиться все более и более качественными и дифференцированными на самом деле.

Но, развивая эффективность тех или иных функций, находясь в социальной среде, человек делает следующий шаг. Образно его можно назвать: от физкультуры к спорту как таковому, ибо спорт предполагает некий социально значимый, индивидуальный результат. Таким результатом может быть либо рекорд, либо победа. Либо человек соревнуется за звание рекордсмена в данной области, либо — за звание чемпиона на данных соревнованиях. Все это вы можете очень легко наблюдать, посетив зал для игры в боулинг. Люди приходят туда, декларируя, что они пришли развлечься. Но, наблюдая со стороны, вы видите, что они начинают соревноваться, ибо победа становится важней, чем сам процесс развлечений, а некоторые, став более-менее постоянными победителями, ставят перед собой даже более сложную спортивную задачу: установление рекорда, хотя бы в своей компании. Какое уж тут развлечение, извините меня. И уходят они в соответствующем состоянии не только физической усталости, что органично при тренировке моторных функций, но и в состоянии полной психической опустошенности, что органично для состояния борьбы за победу или рекорда. Но в обиходе это тоже называется игра. Сравните: пойдем поиграем в боулинг, пойдем поиграем в волейбол, пойдем поиграем в футбол.

Вам это ничего не напоминает?

Следующие возможности развития игры, игрового поведения — это интеллектуальные игры. Что же такое интеллектуальная игра, и какие у нее возможности? Первая возможность — впасть в детство на законных основаниях, т.е. используя свои повышенные информационные резервы по отношению к ребёнку, играть понятиями без всякого соотнесения их с реальностью. Соответственно без всякой ответственности за соответствие, несоответствие, за наличие логики, отсутствие логики и т.д. И люди с удовольствием ощущают себя взрослыми детьми и таким образом развлекаются.

Вторая возможность интеллектуальной игры — соревнование: у кого память больше, кто лучше этим больше пользуется. Это мы наблюдаем по телевизору, пытаясь угадать ответ на вопрос раньше, чем его произнес телевизионный игрок. В результате есть приз победителю, то бишь это спорт. Одна из золотых жил современного телевидения во всем мире это всякие «Как стать миллионером», «Слабое звено», «Поле чудес» в стране дураков. Вы мне скажите: «А как же Гессе, «Игра в бисер»? Что же там делают?». Соревнуются, конечно, чтобы получить звание Магистр Игры. Типичное социальное, карьерное соревнование за получение более высокого звания. Как говорит П.М. Ершов: человек выходит на люди только по двум поводам: либо себя показать, либо на других посмотреть. Больше же ему среди людей делать нечего.

Вам это ничего не напоминает?

Есть одно занятие, которое похоже на игру, хотя игрою не является. Это творчество. Почему оно похоже на игру? Потому что, оно тоже использует богатство внутренних резервов, внутренних сил. Оно тоже возникает только от избытка и, как утверждают П.В.Симонов и П.М.Ершов, только при обслуживании доминирующей потребности и только в том случае, если эта потребность идеальная. Но это оставим им. Для нас это не актуально. Для нас актуально понять, что творчество, без которого невозможен мыслитель и художник, есть побуждение, рожденное избытком внутренних сил. И тогда мы обнаруживаем, что творчество может проявить себя в совершенно разнообразной деятельности в том случае, если у человека такой избыток есть. Не зря говорится: «И сапожник может быть художником в своем деле, если он делает это дело от внутреннего избытка». Никакая необходимость не заставляет его, его ничто не заставляет. Нельзя заставить человека творить. Заставляя, мы уничтожаем всякую возможность для творчества, ибо человек попадает в состояние нужды. Особо прошу обратить внимание на эту информацию лидеров. Очень часто лидер, не понимая этого, из самых благородных побуждений пытается заставить человека стать творческим, тем самым лишая его малейшего шанса на это, ибо ставит его в состояние нужды. Творчество принципиально возникает только от избытка внутренних сил по отношению к наличной ситуации и наличной потребности.

Как, опираясь на эту информацию, построить концепцию типа «жизнь как игра», «игра с реальностью» и т.д.? Есть жизнь как занятие, а занятие есть такой труд, в котором процесс является важнее конечного результата. Допустим, труд водителя автобуса — это есть занятие: он процессуален, у него нет конечного продукта, объекта, который бы он произвел, а есть некая ценность, которую он своим трудом осуществляет: как кого-то или что-то доставить вовремя в целости и сохранности. И если дело под названием «жизнь» забирает у вас далеко не полностью ваши внутренние резервы, у вас появляется возможность заняться творчеством жизни. Это и будет игра с жизнью. Игра, понимаемая в её наиболее развитой форме — форме творчества.

Если ваши отношения с реальностью настолько установились, настолько благополучны, что вызывают небольшое количество затрат вашего внутреннего резерва, вы можете играть с реальностью, пользуясь избытком внутренних сил, и это будет творчество реальности или, как говорят некоторые мыслители, боготворчество. Вы попадаете в компанию богов (так, чтобы для красоты и статуса), т.е. берем крайнюю ситуацию, совсем крайнюю для духовно продвинутых, задвинутых и выдвинутых.

Если постижение или откровение вами реализуется как собственная воплощенность с неполным использованием внутренних резервов, вы можете заняться такой игрой, которая называется преображение, ибо преображение и есть творчество соразмерное творчеству богов. Так реализуется идея богочеловека (позволю себе такую дерзость).

Если же у вас не хватает сил на такое занятие, как жизнь, то вам придется ограничиться игрой в той области, в которой у вас есть избыток. Творчеством человек может заниматься только в той области, по отношению к которой деловая часть выполняется с неполным расходованием внутренних ресурсов.

Источник:
Журнал «Реальность и субъект»
2001, том 5, № 4, с. 25-29
Разместил: SunOrigin | 4 апреля 2007 | Просмотров: 5605 | Комментариев: 6

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Ник: 
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
(Гость  0 | 0)  ·  4 апреля 2007, 13:17  
"Духовный человек, т.е. человек, озабоченный..."
йаду манипуляторам, йаду
Ник: сурат
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
сурат (Гость  0 | 0)  ·  8 апреля 2007, 12:56  
замечательная статья
Ник: DrLivsi
Всего публикаций: 9
Всего комментариев: 48
DrLivsi (Участник  9 | 48)  ·  16 июня 2007, 14:31  
да, ИНК зрит под корень
Ник: inse
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
inse (Гость  0 | 0)  ·  9 июля 2007, 20:15  
Всегда +. Творчество, Путь - от избытка.
Хорошо бы помнить.
Ник: Gaff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Gaff (Гость  0 | 0)  ·  22 марта 2008, 23:17  
Калинаускас ...наваял ...бестолковую систему ...бессиcтемных мракобесных субъектов ...якобы уровнейSmile))Только послушайте ....объем 4В в 4А .... огненный цветок... хронотоп....управление психической энергией ....резонансные взаимодействия с реальностью....огненные шары...обнуление; -)))
Вот "терминалогия" шарлатанского цыганского гипноза!!
Подробности о ШАРЛАТАНЕ КАЛИНАУСКАСЕ:
http://www.clouds.ru/forum/viewtopic.php?t=1618&postdays=0&postorder=asc&start=15
Ник: Gaff
Всего публикаций: 0
Всего комментариев: 0
Gaff (Гость  0 | 0)  ·  23 марта 2008, 18:44  
...еще важный фактик !!
О какой культуре психологических дифференциаций может говорить Г Калинаускас ...если он даже не способен ...соблюсти простейшую культуру ... человеческого тела; -))) Имея невероятный вес ,,, С ВИСЯЩИМ ЖИВОТОМ !! КАК У ПОПА МРАКОБЕСА !!!
Придаваясь >..по видимому простейшму ..греху чревоугодия; -))
Похоже "мастер" забеременел "огненным цветком"" ДФС!!
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Игры Сознания
Первый слой осознанности - это когда вы осознаете, что вы втянуты в семейные и социальные игры-сценарии, и начинаете от них освобождаться. Сначала вы с ними воюете, как подросток: "я в это не играю! у меня своя игра! не втягивайте меня!". Затем вы осознаете, что единственный, кто вас туда втягивает...

Игорь Калинаускас «Многие знания многие печали»
Попытки реализовать свою субъективность на Пути Знания, связаны с исключительностью, с накоплением знаний, с попыткой решить все возникающие задачи путём знания и, таким образом, достичь такой цели, как преображение - преображение субъекта в нечто, равное "мы" во времени, т.е. в некое бессмертное...

Дети Индиго. Есть проблема? Поиграй!
Игра — это, фактически, детский образ жизни. Вовлекая нас в свои игры, малыши дают нам удивительную возможность снова окунуться в детство. И даже если мы не хотим туда, они всё равно теребят нас и зовут за собой. Как знать, может быть, им хочется, чтобы мы снова почувствовали себя беспечными и...

Тонкие желания
Понять мотивы своего поведения – не конкретных действий, а именно поведения, в которое включается поза, манера говорить, интонации, выбор слов и многие другие мелочи, невозможно без осознания тонких желаний. Суть их тонкости в полной незаметности для своего обладателя, точнее, в такой привычности...

Зачем человеку действовать, или Что такое Игра?
Я сейчас скажу вам страшную вещь. Любое ваше действие – не обязательно. Вам совершенно не обязательно делать то, что вы делаете. Вам совершенно не обязательно вообще что-то делать. Вам даже не обязательно жить. Вы можете отказаться от любого своего действия в любой момент. И тут возникает вопрос –...

Потребности и Возможности
Неуправляемая реальность создаёт ощущение нависшей опасности, ведь любое занятие человека имеет целью изменение окружающей среды для удовлетворения собственных потребностей. В любой своей деятельности человек испытывает потребность иметь потенциал для удовлетворения собственных желаний. Наиболее...

Игорь Калинаускас «Этапы большого пути»
Надо приучить себя внутри к постоянному вниманию к фактам проникновения во внутренний мир социального давления, социальной суггестии. Вы должны научиться видеть ее, отличать от всего остального, и перестать воспринимать ее и оценивать как личные качества того или иного человека, с которым вы имеете...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100