Эзотера > Пранаяма и Цигун

Пранаяма и Цигун


21 сентября 2006. Разместил: dolphin
Прана – жизненная сила, энергия, яма – контроля управление этой силой. Из такого сочетания получается - контроль, управление жизненной энергией организма.

Хатха йога прадипика отзывается так: 2.2 Когда Прана движется - движется жизнь и мысль. Когда Прана устойчива - устойчива и мысль. Чтобы достичь устойчивости, йогин должен контролировать свое дыхание.

Гхеранда самхита: 5.35. Воздух не проходит через Нади, когда они загрязнены. Как можно тогда иметь успех в Пранаяме и достичь познания истины?

Шива самхита: 3.39. Когда йогин может по своей воле регулировать (задержку) воздуха и остановить дыхание на такое время, на какое он хочет, он достиг успеха в Кумбхаке (задержке дыхания). Есть ли вещи, которые не подвластны йогину теперь, после успеха в Кумбхаке?

И в ряде других классических источниках по йоге, что-то отличное друг от друга я не нашел. Вся практика йоги есть сплошная пранаяма, используя специальные приемы, или нет. На физическом, психическом, или эфирном уровнях специальных отличий не существует. Все в жизни дышит, развивается, живет, испытывает био-синтез, кислородный обмен, миллиарды химических реакций и пр. программы органических и неорганических субъекта-объектов. Все это относится к пранаяме. Я различаю лишь два вида – осознанную и неосознанную пранаяму.

Это автономная природная функция, об этом уже было в статье по хатха-йоги, там непосредственно, что касается практики. Далее если исходить, что пранаяма из самого узкого круга применения 1: 4: 2 (пропорции вдоха, задержки и выдоха), распространяется на весь живой и не живой обмен энергией, и не только энергетический, но и информационный обмен. Тогда напрашивается вывод, что все в космосе живет, дышит, пульсирует и занимается пранаямой. Сам человек, по своему развитию, может обмениваться с космосом информацией не только бессознательно, но и осознанно. Отсюда вывод, что яма, вторая приставка, обозначает контроль осознанного обмена с энергетической, эфирной и информационной матрицей Макрокосма.

В принципе ничего нового здесь нет. Сам Макрокосмический процесс пранаямы был открыт очень давно. Например, в Китае еще при Мавандуйских раскопках, артефакты lll и ll вв. до н.э., где на глиняных табличках нарисованы человечки, занимающиеся определенным видом гимнастики даосской алхимии. Правда в древних источниках она обозначается, как гимнатика Даоинь. Сам термин, известный позже, как «Цигун» в этих источниках не упоминается, связано это с тем, что в Китае было много всевозможных школ практиковавших систему Даоинь: Конфуцианская, Медицинская, Даосская, Буддийская и Боевых искусств.

Только в результате исследований памятников письменности было установлено, что в книге «Религиозные хроники Цзин Мин», написанной Сюйсуанем (представителем даосской школы), содержалась глава под названием «Разыскания о Цигуне». Само же название «Цигун» не объясняло своего значения в других источниках, и не было официальным. Лишь в 1953 году Люй Гуэйчжен написал и опубликовал книгу «Практика Цигун – терапии», где термин официально зарекомендовал себя, в отличие от череды разнообразных обозначений разных школ. Кстати сам термин «Цигун», переводятся примерно, так же как и пранаяма. В книге «Практика Цигун – терапии»: «Ци означает дыхание, а Гун – непрерывное регулирование дыхания и принятие поз». В настоящее время еще Цигун включает и умственную деятельность.

Можно сделать определенное пояснение, относящиеся к методу использования тренинг-технологий. В самой практики хатха-йоги, например, есть такое понятие, как фактор вызова. Что это такое? Практикуя, вырабатывается определенного рода энергия, которая задействует все внутренние резервы организма на 100%. Такой резерв сам организм человека включает лишь в определенных экстремальных ситуациях, например при угрозе био-выживания. В обычном вялотекущем состоянии организм находится в автономном режиме. Здесь же он включается напрямую, что способствует вырабатыванию всех секретов, всех желез внутренней секреции. Это лишь одна часть из возможных вариантов воздействия йогагимнастики и похожих техник. Не буду углубляться в эту тему, заканчивая прежнюю так.

Из классических источников видно, что ядро систематического знания одно. В разных традициях, разные социально-временные и исторические моменты, возможно, наложили какие то отличия. Но сами алгоритмы те же. Меняется время, меняется социальная среда, меняется культурно-исторический пласт, внедряются новые технологии совершенствования, переосмысливается сам подход к ним. Единственно, что остается неизменно – сама суть практики.