Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Суфизм: в поисках Мастера

| Еще

Ежегодно, в декабре, в турецком городе Конья происходит большой праздник, посвященный годовщине смерти (перехода) Джалал ад-Дина Руми, "наставника с сияющим сердцем", несравненного светоча персидской поэзии, автора знаменитой "Поэмы о скрытом смысле", но, прежде всего - суфийского Мастера, жившего и просвещавшего в тринадцатом столетии. Творчество и судьба Мевляны, как с любовью называли его ученики, отдельная тема, выходящая далеко за рамки этой статьи, и, единственное, что я могу сказать - найдите и почитайте (если умеете читать не только глазами, это будет для вас бесценным подарком на Пути).

Так вот: приезжает туда много интересного люду из разных стран, как просто сочувствующих и ищущих, так и самых настоящих дервишей. А если повезет, то есть если созрели уже, то можно встретить настоящего шейха (т.с. посвященного Мастера) и пожить в ханаке со всеми вытекающими.

Один добрый человек, замечательный музыкант Гектор Мукомол, наш с вами земляк, ездил туда, все своими глазами видел, своими ушами слышал, своим сердцем чувствововал. Ему и ответ держать.

- Зачем поехал?

- Трудно ответить на этот вопрос. Наверное, так надо было. Настало время – и поехал. Хотя, не могу сказать, что я нашел там что-то такое, чего не имел раньше.

- Как добирались?

- До Стамбула самолетом, дальше автобусом в Анкару и оттуда в Конью. Надо сказать, что в Турции отлично развито автобусное сообщение, можно попасть в любую точку на комфортабельном автобусе.

- Почему именно в Конью?

- В Конье, в дни празднеств, а они длятся приблизительно неделю, происходят удивительные сэма, что создает атмосферу, необычную даже для местных суфиев.

- Что такое сэма?

- Считается, что сэма – это способность суфиев слушать музыку сердцем. Это одновременно и ритуал, и духовная практика. Внешне это представляет собой коллективное радение, которое объединяет всех участвующих в единое целое. Огромную роль здесь играет музыка. На тех сэма, которые мне удалось посетить, одновременно играли от пяти до восьми музыкантов – почти все на ударных инструментах. Можешь себе представить, насколько мощное это действо. Большое значение имеет также пение зикров, чтение молитв (хотя, как правило, молитвы читает, а точнее пропевает, один человек, а зикр поется коллективно) и телесные движения.

- Зикр это?

- Буквальное значение слова Зикр – поминание Бога. По сути, это одна из основных суфийских практик. Он может быть как коллективным, так и индивидуальным. Пропевание зикра можно сравнить с чтением молитвы или мантры, в общем, это некая звуковая формула, которая дается Шейхом каждому ученику в отдельности. И мне думается, что дело здесь не в каких-то волшебных словах, точнее, не сами слова являются волшебными, а те энергии и состояния, которые передаются посредством слов и интонаций. То есть в определенном (одухотворенном) состоянии ученик получает этот зикр и потом повторяет его для того, чтобы находиться в нем и жить в нем. Подобные методы присутствуют и в индуизме – например, многократное повторение мантр (джапа), и в христианстве – повторение слов Иисусовой молитвы.

- Какая форма зикра самая распространенная, как, например, у буддистов ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

- Одна из самых известных ЛА ИЛЛАХУ ИЛЛА ЛАХ. Переводится: нет Бога кроме Аллаха.

- А как насчет дыхания во время зикра?

- Насколько я знаю, в разных орденах практикуются разные способы дыхания. Могу лишь сказать, что во время Сэма, ритм дыхания напрямую зависит от музыкального ритма. Я заметил, что во время зикра, каждый из которых, кстати, длился от 30ти до 50ти минут, музыкальный ритм ускорялся, и соответственно возрастала интенсивность дыхания. Происходило что-то типа гипервентиляции легких со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вообще наука о дыхании очень тонкая, а потому, как ты понимаешь, описывать какие-то методики я не имею права.

- Хорошо, а какие методы обучения вообще присутствуют в суфизме?

- Все построено на передаче знаний от Мастера к ученикам. Существует такое понятие как барака – это некая святость, некая энергия, которая передается по цепи преемственности от учителя ученику. Каким образом это происходит, сложно говорить. Это тайна. Это то, что делает Путь по-настоящему сокровенным. У каждого Мастера свои способы для каждого ученика. Мне довелось получить интересный опыт в Анкаре. Там мы встречались с Шейхом ордена Кадирья-Тайари Абдул Кадиром и, пребывая в ханаке, наблюдали помимо общей атмосферы и то, как Шейх обучает своих учеников. Меня впечатлило полное отсутствие какого-либо давления, авторитет Шейха основан исключительно на любви и силе, которые от него исходят. Причем сила без оттенка насилия. Все, что происходит между дервишами наполнено особенной Влюбленностью и принесением себя в жертву, постоянной потребностью быть проводником более тонких энергий.

- Какие условия пребывания в ханаке?

- Прежде всего, желание, точнее не просто желание, а намерение, потому что одни из первых вопросов были: за чем вы пришли и что вы хотите узнать? Ну и конечно, открытое сердце.

- Возможен отказ?

- Да. Шейх сам решает. Ведь пребывание неготового человека в ханаке может навредить ему. В людях очень силен нафс (самость, эгоизм, себялюбие) и часто при неправильной мотивации люди, якобы практикуя что-то, на самом деле подпитывают гордыню.

- А как обстоят дела с питанием, оплатой и ночлегом?

- Все очень просто. В том месте, где мы были все так, как я читал в классических книгах. Люди приходят – с них ничего не требуют. Уходя, можешь оставить, сколько сочтешь нужным. Ханака существует за счет добровольных пожертвований и труда постоянных учеников. Особенных ограничений в питании не было, но на определенных этапах они возможны. Единственное бодрящее – чай, его в Турции пьют везде. А вообще, нет нужды в каких-либо стимуляторах, сэма наполняет до краев.

Мы были еще в одном месте – Кокчедэрэ. Там находится ханака или дарга Учителя по имени Мутлу-Баба (Баба означает Учитель). Эта дарга представляет собой здание типа круглого шатра. Шатер двухэтажный: на первом этаже зал, по бокам которого находятся спальные помещения, кухня, туалеты; на втором этаже всю площадь занимает зал, в котором происходят коллективные сэма, а иногда даже весьма необычные выступления. Мы побывали на сэма с участием человека, которого зовут Орудж Гувенг. Он также является Шейхом, то есть тоже Баба. Его сопровождала группа из семи- восьми учеников, которые играли на разных музыкальных инструментах. Они показывали подражательные танцы, копируя движения животных. Сам Орудж-Баба, кстати, родом из Киргизии или Калмыкии, помимо всего прочего, занимается музыкотерапией, то есть считает, что посредством музыки можно действительно исцелять людей. Все, что он делает, создается именно с этой целью.

Еще в Кокчедэрэ находятся термальные источники, на которых построены турецкие бани. Температура воды такая высокая, что забраться в нее – не очень то и просто, зато потом испытываешь настоящее освобождение. Так вот Мутлу-Баба любит время от времени проводить занятия именно там.

- Что собой являет мавзолей в Конье?

- Это бывшая мечеть, впоследствии превращенная в мавзолей. Кроме Руми, там покоятся также тело его сына Султана Веледа – основателя ордена Мевлеви и других Шейхов этого же ордена.

- Орден Мевлеви известен также благодаря особой практике вращающихся дервишей. Расскажи об этом.

- Скажу сразу, что там, где мы присутствовали, вращение не является само по себе практикой, не является способом вызвать некие состояния. Оно скорее даже является следствием определенных состояний. Вращение – это символ освобожденной души, кружащейся вокруг Бога. Поэтому имитация исключается, иначе это будет не подлинное сэма. Вращаются те, которые не могут не вращаться и часто это длится несколько часов подряд, что, как ты понимаешь, для обычного человека практически невозможно. И вообще, для меня лично очень важным является вопрос искренности, некой черты: если я буду что-то совершать – есть ли в этом внутренняя потребность, подлинно ли это желание?

Такие копания бесконечны и остается надеяться лишь на внутреннее чувство.

Общался с Гектором Мукомолом
и подготовил статью
Ярослав Яковлев
Рассылка «Йога и не только»

Разместил: Lotos | 19 июня 2006 | Просмотров: 8663 | Комментариев: 0

 (всего голосов: )   ·   Заметил ошибку в тексте? Выдели ее и кликни Ctrl+Enter
Комментарии:
Комментарии из Facebook:

Смотрите также:

Пилот Баба: «Смерть забудет обо мне»
Я знаю многих йогов, которым несколько сотен, тысяча, две тысячи лет. Этого можно достичь практикой. Вы можете сохранить свое тело на сто тысяч лет. Но потом все равно умрете. То, что родилось, должно умереть. Можно менять кожу, тело и тому подобное, можно восьмидесятилетнее тело превратить в...

Беседа Кастанеды со Свами Муктанандой
Кэти Спиит и Клаудио Hаранхо провели длительное время со Свами Муктанандой Парамахансой в Пьедмонте. Однажды они привели к нему своего друга Карлоса Кастанеду, автора популярной серии книг, в которых содержатся хроники его ученичества у мага из индейского племени яки. Естественным образом беседа...

Зачем нужен Мастер?
Многие задают этот вопрос, утверждая, что они сами могут достичь Бога при желании, что нужно самим найти истину, самим до всего докопаться, додуматься. Вот только в тысячелетней истории таких людей единицы. В чем же сложность?...

Правила Духа. Суфий
Суфизм – это некая цепь преемственности. Это не просто взгляд на жизнь. Это жизнь, проистекающая в людях. Мне нравится фраза «суфизм был до рождения человека». Суфизм - это такая категория, которая входит и выходит. Когда ты в атмосфере Мастера находишься, ты заражаешься. Заражаешься основой...

Иисусова молитва – христианская медитация
Практика медитации, вот уже много веков практикуется на востоке, и является непременным атрибутом в таких религиях как Буддизм и Индуизм, присутствует не только там. А есть она и в Христианстве. В Христианстве медитация имеет форму молитвы, но и молитвы бывают разными. Молитва в широком смысле это...

Для чего они пришли? Феномен Г. И. Гурджиева и Идриса Шаха
Думаю, ни у кого нет сомнений, что и Георгий Гурджиев, и Идрис Шах были людьми наивысшей реализации и суфиями по способу Пути. Как люди, принявшие Волю Бога, они следовали ей используя все свои неординарные способности и, как я считаю, выполнили свою задачу целиком и полностью. Только вот этой...

Небесная музыка гор Тибета
После того, как Гурджиев дал новое упражнение, он показал группе гравюру, изображающую семь восточных танцовщиков с головными уборами, похожими на гигантские сферические шапки, увенчанные антеннами — танцовщики ритмично бьют в свои тамбурины и дуют в похожие на дудки трубы, под руководством лидера...

Информация

Посетители, находящиеся в статусе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости (кроме пользователей сети Facebook).
Вам необходимо зарегистрироваться, либо авторизоваться.
Логин:   Пароль (Забыли?):   Чужой компьютер   |   Регистрация
Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2013
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100